За кулисами трилогии «Властелин колец»




Часть 5

(Гарри Ноулз: Туда и обратно — похождения фэна в Средиземье)

Сегодня проснулся без ясного понимания, куда я пойду и чего буду делать. Решил просто пойти туда, куда получится.

Я начал всех обзванивать, я хотел сегодня сходить в мастерские WETA, но не знал, чего делать утром… пока я не вспомнил, что сегодня Эстин в последний раз снимется в роли Сэма… Я также хотел сходить в художественный отдел и просмотреть столько работ Алана Ли, сколько вместят мои мозги… Ведь до первой книги «Художественные работы в…» еще по крайней мере месяцев 10… а возможно, и все 36… Могу по крайней мере посмотреть на предварительную коллекцию, не правда ли?

Я ждал ответов на свои звонки чтобы определиться с расписанием, когда зазвонил телефон… Это Шон Эстин… Меня… Может ли что-нибудь быть клевее?

«Я тебя не разбудил?»

Я соврал ему: «Нет, я как раз ждал звонков, чтобы определиться с сегодняшним днем!», на самом деле, я задремал. Хе-хе-хе…

Оказалось, что Шон вчера читал мой сайт и это произвело на него большое впечатление… не столько мои репортажи, сколько все пишущие на нашем форуме по «ВК» и их дискуссии обо всем, начиная с Очистки Шира до расовых вопросов в мире Толкиена, до… ну вы сами знаете, о чем вы там говорите.

Он приглашает меня в студию голубого фона, где они снимаются с Элайджей, и я подумал… впрочем, посмотрим, чего там у них будет.

Я пытаюсь найти адрес Студии Голубого фона… наверно, оставил в брюках или в кармане рубашки, или в пиджаке… блин, последний раз я видел эту чертову карточку как раз перед тем, как я упился вдрызг, танцуя в Маттерхорне и глотая галлоны какой-то гремучей смеси, которую заказал для меня Голлум. Ссславная прелесссть, ссславная…

На сцене: Фродо и Сэм с завязанными глазами, их ведут куда-то (не могу сказать куда, это же голубой экран), где их будет допрашивать Фарамир. Именно здесь они узнают, что Боромир погиб, но они не доходят до момента, когда Фарамир узнает о зле Кольца и отпускает их с Сэмом продолжать их путь к Роковой Горе.

Да, это смотрится очень странно… Я еще никогда не видел такой хитрой работы с голубым экраном. Фродо и Сэм находятся в центре студии… Вокруг них кипит активность… Здесь сейчас два монитора… Один из них снимает, другой делает наложения сцен… То, что сейчас снимает, представляет собой камеру, двигающуюся по тросу… она издает такой классный жужжащий звук… типа бритвы, у которой кончаются батарейки… Камера снимает все вокруг, в духе поворотника на штативе… очень хорошие движения камеры… долгая, долгая съемка. В это время диалог для сцены звучит за экраном, и они должны что-то типа вживую зацикливать свои сцены, чтобы все было синхронно с Фарамиром, которого сейчас здесь нет.

В перерывах, Шон подбегает ко мне и видит, как я изо всех сил пытаюсь записывать свои впечатления от увиденного. Он спрашивает меня, что я думаю о происходящем, и я могу сказать только, что это самая изощренная работа с голубым экраном, которую я только видел.

Шон смеется надо мной и говорит: «Что ж, на шкале от 1 до 10, где 10 — это самое сложное, я б сказал, что это было как 6.5».

Ого… я думаю: «А что ж тогда 10?»

Он мне рассказывает про сцену, где Фродо и Голлум, сцепившись, катятся по склону горы… где Фродо приходилось обманывать земное притяжение, оставляя под собой место, пока он катился.

На это Рэнди Кук — бог зрительных эффектов (он делал стоп-анимацию «собак» в «Охотниках за Привидениями», все в «Воротах», большую часть динозавров в «Пещерном человеке» и… да в конце концов сами на IMDB посмотрите, лентяи…) Короче, Рэнди говорит, что когда этот проект закончится, на шкале появится 11.

Они продолжают работать над кадром. Это очень кропотливый тип работы с голубым фоном. Понимаете, здесь есть физический объект, который должен быть в абсолютно точном месте в начале кадра… это нить, которая связывает маленький масштаб с большим… и в этом случае это повязка на глазах у Фродо… этот кусочек ткани — связующая нить между двумя кадрами… и чтобы она оказалась в правильном месте… что ж, это заняло 6 дублей, и последний дубль снимался с особым чувством… прямо перед ним, Рэнди Кук передал мне от Филиппы Боенс: «это последний кадр, где Шон и Элайджа снимаются вместе».

Я перестал смотреть на мониторы… отложил компьютер, и подошел к ним и смотрел. Эта сцена… именно здесь Фродо и Сэм прощаются друг с другом в мире киносъемок. Они довели сцену до кондиции, и… упали в объятия друг друга. Они вместе взбирались на горы… вместе провели многие бессонные ночи… Шону приходилось нести Элайджу… они сражались с невидимыми компьютерными монстрами… Они плакали друг над другом… и каждое утро за последние полтора с лишним года… они одевали ГРИМ и НОГИ… и вместе становились хоббитами.

Не было никакого шампанского, никакого помпезного празднования. Просто момент откровения между ними и командой. Элайджа и Шон стояли бок о бок… пытаясь найти слова… думая о том, чтобы сказать что-то проникновенное, но вместо этого раскрыли руки и бросились обнимать всех подряд. Это был также последний день съемок для Шона.

У меня перехватило горло, потому что я понимаю… да и все вы наверно понимаете, что играя таких персонажей, как у Шона и Элайджи… это долгая дружба… конечно, они останутся друзьями и будут поддерживать связь друг с другом, но сейчас — это нечто особенное… кино-дружба, которая их свяжет на экране… она останется навеки, но эта ее часть… она завершилась. Они конечно еще увидятся друг с другом на пересъемках, на рекламных кампаниях фильма… Они будут вспоминать, как их в буран эвакуировали с горной вершины на вертолетах, пока Питер проверял равнину внизу, на предмет, нельзя ли ее задействовать, чтобы не потерять день. Я сижу и думаю, на что это было бы похоже — сближаться с ними на протяжении 3 фильмов… видеть Фродо и Сэма… в Мордоре… представить, что видишь, как Сэм поднимает Фродо со словами вроде: «Я не могу нести его за вас, Мр. Фродо Бэггинс, но я могу нести вас!» И сама мысль, что я присутствую при их последнем моменте на экране… И что это такая в общем-то крошечная сцена… Два хоббита среди людей… вкратце пересказывающих свое путешествие… уход из Братства… узнающих о павшем товарище. Эх.

В обеденный перерыв я присоединяюсь к Шону и Элайдже и обедаю с ними на главной базе… в парке фургончиков толкиеновских персонажей. Похоже на пригород где-нибудь в Оклахоме… на боках фургончиков… имена типа «Голлум» (Энди Серкис как раз приоткрывал свою дверь, пока я проходил мимо), Гэндальф, Эовин, Арагорн, Фродо, Сэм и т.д.

Мы заходим в фургон Фродо. Внутри Элайджу встречает его агент — Николь Джафф… моя героиня. Разве вы не знаете Николь Джафф? КАК ВЫ СМЕЕТЕ НЕ ЗНАТЬ ЭТО ИМЯ!!! Николь Джафф — одна из самых классных людей, которых я встречал в своей жизни… и ко всему прочему… она меня поцеловала! Кто же она, кроме того, что она агент Элайджи? Николь Джафф — это ВЕЛЬМА! Нет, не Вельма из «Murder my Sweet» с Диком Пауэллом… Я говорю про саму ВЕЛЬМУ… в СВЯТОЙ ВЕЛЬМЕ! Вельме из «Скуби Ду»! Я встретил живую Вельму… Мы с Шоном Эстином начинает перед ней типа преклоняться… видите ли, голос Николь Джафф — это ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ВЛИЯНИЙ НА НАШЕ ДЕТСТВО! Полный атас!

Мы треплемся и общаемся, жуя свой обед… потом Шон уходит к гримерам, а я ухожу в МАСТЕРСКИЕ WETA! Я подхожу к будке охраны компании Three Foot Six и беру такси… через пять минут я в мастерских WETA.

Снаружи это довольно обычное промышленного вида здание… но когда я прохожу через охрану, я вижу сотни голов… сотни болванок… все подготовленное к уничтожению, потому что им негде это хранить. По моим щекам текут водопады слез — к УНИЧТОЖЕНИЮ? О агония… о муки!

Посреди моей схватки с охранниками в духе кун-фу из «Матрицы», ко мне подбегает главный мастер WETA Ричард Тэйлор. Он пожимает мне руку и говорит, что я могу оставить сумку наверху, где мы и начнем свой тур. Я иду наверх и оставляю сумку.

На стенах лестничных пролетов висят картины существ и эффектов, которые были созданы в WETA за 14 лет, пока они стучали молотками и создавали магию. И теперь, пока я не начал свое описание, я хочу, чтоб вы поняли — я просмотрел порядка 35000 объектов, созданных для «ВК», примерно за полтора часа… меня представили дюжинам и дюжинам работников мастерской, мне вручили мороженое, коку и дали подержать кучу разных объектов, за обладание которыми я бы отдал оба своих… эхем. У меня в руках побывали и фродовский Терн, и гэндальфовский Гламдринг. Видел ли я Голлума и Балрога? Ну скажем так: я видел около 75 макетов каждого из этих персонажей. На что они были похожи? Что ж, они все выглядели вполне по-голлумски и по-балрогски.

Окей… Голлумы были в наборе от существ лягушачьего типа с огромными глазами и ртом… до истощенных, морщинистых теней хоббита… У некоторых были длинные обвисшие пучки волос… другие были лысые. Это было похоже на конец «Индианы Джонса и последнего крестового похода» — «Выбери один, и выбери мудро!» Балроги были и с крыльями, и без… от огненногривых до черных страшилищ… во всех моделях была первобытная тьма.

Урук Хай… вы помните те макеты из интернетовского ролика? У них тут гораздо больше… Сотни этих сволочей. Я не могу все передать словами… я понимаю, что пасую… но знаете, чтобы отдать должное всему, что видел, мне надо бы было остаться в каждой комнате с гидом… со своим лаптопом и упаковкой коки с кофеином, и написать 10000 слов про каждую комнату в этом месте.

Тем не менее, хотите услышать хорошие новости? Хотите действительно охренеть от счастья? Знаете, мастерские WETA практически закончили с «Властелином Колец»… им надо доделать кое-какие работы с миниатюрами… но… чтобы им не потерять творческого запала… Уже сейчас, им поручили и WETA делает… вместе с Sideshow Toys… свои собственные игрушки, фигурки и репродукции штук, которые использовались в «ВК»: существа, персонажи, костюмы, оружие… ВСЕ. Сотни всяких штук… созданных теми же людьми, что делали реквизиты для фильма.

Насколько я знаю, такое делается в первый раз. Я знаю только одно — я хочу себе ноги Сэма, одно главное Кольцо, Терн, посох и шляпу Гэндальфа и шлем Короля Призраков.

На Ярмарке Игрушек в этом году будет выставлено нечто НЕОБЫЧАЙНОЕ… Я видел, что делают мастера WETA.

Я прошел через отдел грима… там висели оболочки Урук-Хай, гоблинов и орков… мускулы на руках и ногах… все, что угодно. СОТНИ И СОТНИ частей тела, который можно надеть. Шлемы и маски… кошмарные примитивные монстры… эльфийские доспехи… такие роскошные, как вы только могли себе представить… с надписями, которые я не мог прочесть, но некоторые из вас наверно смогли бы… Доспехи… выкованные из стали, отлитые из болванок… и все с таким неровным, выбитым видом, как при ручной работе. Гоблинские доспехи, напоминающие о смерти и об иглах дикобраза, ржавого, жестокого и мерзкого вида…

Потом там было помещение для фигур размером 10 метров и выше… Я показываю на этого тролля в углу: «Е-мое, с чего же тут можно начать, чтоб сделать такую здоровую дуру?»

Ричард Тэйлор отвечает: «С бензопилы!»

А потом там был Минас Тирит… Это трехмерная картина Алана Ли! НЕВЕРОЯТНО! Я имею в виду: это ГРАНДИОЗНО до офигения… и это миниатюра. Ну, конечно, если б вы были размером с того тролля в углу.

Послушайте, зачем вообще делать такого здорового типа? Я понимаю, что хочется передать все детали, но е-мое… Это даже больше, чем большие штуки Уинстона. А на что это тролль был похож? НА ТРОЛЛЯ АЛАНА ЛИ! А вы что думали?

Глубинный Страж… Что ж… тут опять было порядка 25 дизайнов, разбросанных там и сям, но я не знаю, который из них… если вообще какой-то… они в итоге выбрали, но у всех макетов были щупальца… на некоторых из них были большие присоски… на других не было присосок…

Там было около 15 макетов Древобрада… и я могу сказать, увидев вчера настоящего Древобрада, что он не был ни одним из этих макетов. И что же из этого следует?

Я НЕ ЗНАЮ!

Все, что я знаю, что я хочу увидеть все это богатство доставленным мне в Остин… И немедленно!

Помните эти снимки из Архивов Лукасфильма… как на одном снимке вы можете различить порядка 500 предметов из «Звездных Войн» или «Индианы Джонса»?

И они мне сказали, что большая часть самых интересных вещей хранится в других местах! Ой-ей! Я чувствовал себя как Человек Дождя — Рэймонд Бэббитт в казино! И когда они отвели меня в архивы…

ОЙ-ЕЙ!

Как фанат Питера Джексона, я просто потерял голову. Первое, что я увидел… Боже, я просто обалдел, когда мой взгляд упал на полосатую бело-красную пижаму Бэби Сельвина! Да-да, того самого маленького мерзавчика из «Brain Dead» (или «Dead Alive»)!!! И потом я увидел — Недоумков! А еще там был Диелло из «Небесных созданий»! И там же была Мамочка! Оооо… и еще желудок с внутренностями! О Боже… Я бы просто хотел там жить. Если бы только Ричард оставил меня хоть бы ненадолго, чтобы я мог сбежать с Бэби Сельвином! Это рулезз! Пусть все эти штуки из «ВК» идут нафиг… я хочу Бэби Сельвина!!! Он точь в точь мой племянник… только симпатичнее.

Я прошел через отдел кожевников… 3-е кожевников работали над обмундированием и прочими костюмами… обработанное вручную, тисненное вручную, сшитое вручную… покрашенное вручную. Запах в этой комнате был просто потрясающий. Напомнило мне мастерскую моего отца, в которой я вырос. Мы работали с металлом и кожей… бронзовые фигурки и прочее в первые 12 лет моей жизни… ах… Это было прекрасно (отец у Гарри был хиппарем, и похоже, он делал там фенечки). Этот запах совсем не то, что в кожаном отделе в магазине… Здесь легкий запах химикалий смешивается с запахом ссохшихся шкур животных… здесь пахнет сырой кожей… тяжелый, острый запах. Я люблю этот запах. Мне хочется, чтобы также пахло в Минас Тирите.

Мы заходим в кузницы… здесь работает тип из 11-го века… выбивает узоры на доспехах… все по старинке! Я мог бы провести два дня только с этим типом. Это то, от чего вы просто не поверите, как я тащусь…

А потом мы идем к скульпторам… они сидят по всему зданию и делают штучки для Ярмарки Игрушек и SIDE SHOW!

Кореша, это рулит не знаю как. Отделка деталей здесь такая, что мозги зашкаливает… Проходим мимо семейных гербов Средиземья… символики на доспехах… эльфийская надпись здесь и там… эльфийские луки… гоблинские луки… роханские луки… Секиры Урук-Хай… секиры гномов… и так далее, и так далее.

У нас будут сотни сувениров, которых хватит на две жизни… Я имею в виду — давайте посмотрим правде в глаза: на горизонте появилось новое сувенирное чудище, и в первый раз за все время его создают сами мастера фильма.

ОО.. И здесь же была эта офигенная ФИГУРА КИНГ КОНГА, где он сражается с тремя Т-Рексами. ОЙ-ЕЕЕЙ! Боже, как же я это хочу… у них внизу была одна покрашенная начерно. Я бы взял и такую… Я бы ее ободрал и покрасил бы заново. Позвоните, спросите у Родригеза (режиссера «Факультета»), он подтвердит, что я чертовски хорошо раскрашиваю модели.

После полутора часов я начинаю понимать, что официально я потратил слишком много ричардовского времени… и мой мозг абсолютно ПЕРЕГРУЖЕН. Проблема в том, что это был очень быстрый тур… и когда художественные работы не с чем сравнивать, кроме как с творчеством Алана Ли и Джона Хоува… что ж, все, что я могу сказать, это то, что это было похоже на работы Алана Ли и Джона Хоува… похоже на порождения первобытной злобы… на эльфов, гномов и людей Гондора. Роханцы похожи на самих себя… всяческие короли и военачальники и прочее… все выглядит очень здорово.

Были ли там неудачные образцы? Из всех 30 с лишним тысяч предметов, которые я видел сегодня, было ли там то, что не сработало бы? Да… некоторые из макетов персонажей были не особо… но последующие дизайны рулили… надеюсь, что у них есть фотограф, который проходит по всему и фотографирует все стадии дизайнов для архива.

Я серьезно. Вы даже не можете представить всю грандиозность того, что я сегодня увидел. И я просто пробежался по верхам. Я бывал на многих студиях спецэффектов до этого… вы проходите по ним, и большая часть предметов там — из старых проектов… там есть и новые вещи, но их не больше, чем старых…

ЧУВАКИ! В мастерских WETA создано СРЕДИЗЕМЬЕ! 2 мужика сделали что-то вроде полумиллиарда колец для кольчуг и сплели их вместе! Я видел тысячи единиц оружия… сотни и сотни существ и доспехов и частей тела… Это что-то вроде производства для «Гринча», только больше.

И пока я на все это смотрел, все, что я думал, было: даа… никто никогда не видел ничего подобного. Самое близкое к этому — «Звездные Войны», но это научная фантастика. А здесь у нас фэнтэзи во всей своей красе, и в этой области, в таком масштабе еще никогда не делали ничего подобного.

Я так хотел бы взять вас с собой туда. С этого момента — я фанатик. Здесь творится магия. Я просто не могу поверить, какая работа была тут проделана… и как здорово все это получается.

Я помню, как я еще мальчишкой смотрел специальные выпуски Леонарда Нимоя по «Возвращению Джедая»… и я сидел в спальне своих родителей по адресу 4526 Red River и смотрел на костюмы охранника-гаморрянца и думал… черт возьми, какой класс. Я помню головокружение, когда увидел скоростные мотоциклы и незаконченную Звезду Смерти…и все прочее… и сегодня я сам, как Леонард Нимой, хожу по мастерской, в которой создается новая религия фэндома будущих поколений. Сегодня был чудесный день.

Как же я хочу, чтоб вы были со мной… Мне хотелось, чтоб кто-нибудь, с кем бы я мог поговорить обо всем этом, ждал меня в отеле! Хоть бы мой папа был со мной. Блин, даже этот подлый Мориарти. Кто-нибудь, кто хотя бы в какой-то мере мог разделить накопившееся во мне волнение. Я чувствую себя, как Дэйв в 2010… Что произойдет потом? «Что-то чудесное!»

Всего, кореша, мне нужен холодный душ…