За кулисами трилогии «Властелин колец»




Часть 4

(Гарри Ноулз: Туда и обратно — похождения фэна в Средиземье)

Я проснулся сегодня после целого дня отдыха и расслабухи… я бродил по Веллингтону, заходил в пабы, гулял по набережной. Просто был обычным человеком в здешней не-толкиеновской жизни.

После своих 3-часовых утренних отжиманий, приседаний и прыжков, на пути к душу я обнаружил пару белых конвертов, подсунутых под входную дверь. Я воскликнул: «Взятки»!

Я раскрыл первый конверт, и обнаружил там набор отфаксованных инструкций, куда идти на завтрашних съемках. Где будет Питер… где коронация. И все такое прочее. Я начал просматривать листы в поисках кучи денег… но все, что там было — только несчастные карты и инструкции. Черт возьми, как я могу быть разжиревшим студийным наймитом без взяток? Que sera sera…

Что ж, я сажусь в машину и вручаю инструкции водителю. Мы начинаем нашу поездку через Веллингтон, через туннель под горой и вдруг — я уже на месте, где мне положено показывать свое магическое ожерелье. Я выхожу и плачу шоферу. Хммм… надо найти Студию О… я думаю, что знак со стрелкой «В Управление съемками» по крайней мере приведет меня к человеку, который сумеет мне объяснить, куда идти.

Я захожу внутрь, и вижу слева доску объявлений с кучей всего, от карикатуры Питера Джексона в виде хоббита, до работника, нарисованного с ногой олифанта. Прямо передо мной — мусорная корзина с надписью типа «Здесь — устаревшие страницы сценария». Что ж, я подумал: «Е-мое! Бинго!» В этой комнате, правда, было три человека… как от них избавиться? Сначала я прошу одного из них позвать мне пресс-секретаря, один ушел. Двое остальных были чем-то очень заняты, так что я подошел к корзине и встал к ней спиной… все время невинно мыча… хмммм… хмммм… Руки сзади уже на корзине… и вдруг я замечаю цепь и замок! Проклятие… Страницы знают, как попасть внутрь, значит должен быть и путь наружу… Надо отысссскать мою прелесссть…

В это время появляется Мелисса, одна из пресс-секретарей, со слегка раздосадованным взглядом на ее симпатичном лице. Похоже, я попал совсем не туда, куда мне следовало. Каким-то образом таксист отвез меня в СОВЕРШЕННО НЕПРАВИЛЬНОЕ место… и что правильное место находится в прямо противоположной стороне от моего отеля. Эх…

Она вызывает мне другое такси, я вскакиваю в машину и начинаю путь в другую сторону. Мы въезжаем на пристани… там валяются мириады бревен… мы поворачиваем налево, налево, направо и прямо к бетонному бункеру / Сцене О.

Опять, вокруг наблюдается заметное отсутствие машин… и когда уезжает таксист… я чувствую себя, как статист в «На берегу»… Я стараюсь ничего не трогать и не двигать, так как мне всегда говорили, что Профсоюз портовых рабочих очень чувствителен к такого рода вещам. Конечно, там речь шла об американских портовых рабочих… но я не знаю… я очень далеко от всего, что мне привычно.

Я захожу в эту дверь… справа от меня — открытая площадка с рядами бревен метров 10 высотой. Потом я прохожу вдоль столов и выхожу к началу обеденного зала… потом я прохожу через разделительную секцию и попадаю куда-то, где… ну, это холмик, покрытый растительностью типа тундровой, сзади которого — огромное полотно, на котором изображено нечто вроде штормового неба. Растительность здесь более скудная, чем на подобных участках, которые я видел в других студиях… это как будто секция, с которой начинается другой тип ландшафта. Потом, я прохожу мимо оснований колонн, которые, я знаю, должны быть из Минас Тирита… потому что они сделаны из того же мраморного алебастра, что и весь этот стена-над-стеной город легенд. Через комнату передо мной проходит серебряная (как руки роботов в «Затерянных в космосе») труба аэро-кондиционера. Я прохожу через секцию, служащую закусочной для изголодавшихся киношников.

Я прохожу через эту секцию, не взяв в рот ни крошки. Я иду прямо, в место, которое можно только описать, как очень красивое. Это картина Алана Ли, воплощенная в жизнь.

Пол здесь — мраморная мозаика… зал выполнен в трех основных цветах. Белый, черный и зеленый. Там 12 боковых арок, сделанных из черного оникса/мрамора? С малахитовыми перекладинами, все это ведет к арке, которая сложена попеременно из мраморного алебастра и зеленого малахита. Внутри 10 этих арок — белые изваяния, я думаю — королей Гондора.

Это очень клевый макет. И сейчас, когда я это печатаю, я нахожусь… я уверен, что это Тронный Зал Минас Тирита. Актер Джон Нобль играет, по-моему, короля на грани безумия… Фарамир только что выдал свой отчет своему военачальнику и отцу. Денетора конечно приводит в ярость этот поворот событий, он уверен, что его погибший сын Боромир принес бы кольцо ему. Сцена, которую снимают -это соло Денетора, все камеры на нем.

Я никогда нигде не видел этого актера, играющего Денетора… Но в нем чувствуется злоба, и исковерканная человечность, и печаль… и отчаянная уязвимость… Его волосы длинные и обвисшие… черные пряди перемешаны с седыми, как соль с перцем. Когда он улыбается, в его взгляде чувствуется безумие… это быстро переходит в рычание, как у дикого пса. Он выглядит довольно-таки пугающе и видно, что он не в себе.

А в это время за камерой подсказывает реплики и создает зрительный контакт Дэвид Венам-Фарамир. Он без доспехов… и сейчас он одет в кожаные коричневые сапоги с двумя пряжками… без каблуков, плоская подошва… оливково-зеленая прямая ткань покрывает его ниже пояса до колен… на нем надет кожаный нагрудник с вытисненным и посеребренным, но слегка облупившемся от носки, знаком Дерева. Да, это изрядно поношенная походная одежда… она знавала лучшие времена… у Фарамира — лучший образец старинного обмундирования… не яркие цвета рыцарей в сияющих доспехах из фильмов 50-х… но более приглушенные… реальные цвета. Все выглядит поношенным, ничего нового.

Денетор… когда я описал вам его волосы, я в какой-то мере описал его всего. Соль и перец. У него пегая несколькодневная щетина… его одежды — глубокого черного цвета с серебристо-серой меховой оторочкой… для себя я зову это волчьей шкурой, но это наверняка какой-то более благородный мех.

А пока, в мониторе, наблюдающем за 2-й группой, я вижу нечто вроде коронации. Это и есть коронация. Я пожалуй мог бы там поприсутствовать, но честно говоря, в той сцене, где я сейчас, больше драматической закваски. И кроме того, мне было любопытно посмотреть, что из себя представляет это Джон Нобль. Должен сказать… ЧЕРТ… он не страдает от недостатка страстей. Я просмотрел 9 дублей этой сцены… и каждый раз в его глазах сменялись бешенство… за этим — отвращение… потом — отцовская любовь… потом притворная слабость, когда он спотыкается… и в конце концов раздражение и гнев.

Денетор для меня никогда не был железным образом. Я скорей представлял его как ослабевшего, стареющего человека… Это не то, что я здесь вижу. Я вижу здесь человека, скатившегося к безумию из-за страха. Ну ладно, все прерываются на обед… Я оставляю компьютер и бегом бегу назад, чтобы побыть одному в Тронном Зале Минас Тирита.

Это мне очень напоминает один из залов большого собора в Испании, в Толедо… дом инквизиции… Там был зал, уставленный статуями… и там было ощущение древнего изящества и красоты, и этот зал вызывает такое же ощущение. Здесь только не хватает потолка. И как на любой съемочной площадке, именно там висят все лампы, освещающие съемки. Но я воображаю, что я сейчас просто смотрю на нижние 10 метров этого зала. Это итак огромно и величественно… но как только они установят вверху потолок с колоннами… или с фресками… или еще с чем-нибудь, что они сочтут нужным… это будет последним взмахом кисти Алана Ли, нарисовавшей это роскошное место.

После обеда команда начинает готовиться к съемке ответа Фарамира. Старина Дэвид должен быть сыном, глядящим на павшего отца… того, кто словами впрыскивает яд и злобу в разум своего верного сына. Это очень очень тяжкий момент для Фарамира, но он остается верен своим убеждениям… выносит словесные уколы своего отца… и уходит слегка печальным и грустным. После того, как эта сцена закончена… я решаю спросить у Питера насчет Очистки Шира… так как вы без конца мне напоминали, чтоб я в этом разобрался. Да, она будет включена. Мы это увидим, хотя Питер и говорит, что они ее представят не совсем так, как в книге (ни слова больше на этот счет), но что это произойдет и мы это увидим. Питер начинает меня спрашивать, какие из вопросов задавали наиболее часто… но честно говоря, я вопросы сегодня с собой не взял, и говорю по памяти… пожалуй, следующий по популярности вопрос — это старый добрый «Снимет ли ПДж следующим Кинг Конга?» Питер хихикает на этот счет, потому что все последующие проекты еще так далеки от него… Видите ли, Питер будет работать над «Властелином Колец»… или, пожалуй, так: Питер закончит «Возвращение короля» прямо перед выходом на экраны «Двух башен»… это означает, что Питер даже не сможет начать думать о следующем проекте до середины 2002… однако, принимая сказанное во внимание, Питер очень хочет, чтоб его следующий фильм не был таким масштабным… не потому, что ему не понравился его нынешний опыт, а просто, чтобы сменить обстановку. Когда его спрашивают о Кинг Конге, Питер говорит… «Все зависит от того, каким будет мой статус после этих фильмов», и это относится к любому будущему фильму, о котором вы его сейчас спросите.

Народ просил меня спросить Джексона насчет Древобрада… Что ж, Древобрад будет в фильме… более того, я его уже видел. Вчера я был так взволнован съемками у Морийских ворот, что я просто-напросто забыл упомянуть в своем репортаже, что в трех метрах от Ворот стоял Древобрад. Его невозможно было бы адекватно сделать ни в виде куклы-макеты, ни в виде картины. Этот Древобрад выглядел… ну… просто потрясающе. На нем были ветки, куда он будет сажать Мерри и Пиппина… я видел Древобрада выше пояса. У него были глубокие карие умные глаза… Его борода была… я просто слов не нахожу… это типа таких моховых штук на деревьях… там видна была улитка — в очень славной ракушке… я также узнал, что Древобрада будет озвучивать актер, который уже играет другого персонажа… Но мне еще предстоит узнать, что это за актер (теперь мы знаем, что это Джон Рис-Дэвис, также играющий Гимли). Что касается Саурона — мне не удастся получить ответ на этот вопрос. Это я знаю точно.

Сразу после этого Питер убегает по делам… а я завожу разговор с Эндрю Джеком, специалистом по языкам и диалектам и произношению для «Властелина Колец» (другой специалист — замечательная Ройзин Карти), который был так добр, что рассказал мне все о языковых особенностях вокальной вселенной Толкиена.

У Эндрю Джека до невероятности совершенное произношение и он участвует в этом колоссальном и трудном предприятии вместе со своей коллегой и профессиональным партнером, Ройзин Карти. Я чувствовал себя таким неотесанным невеждой даже в простом разговоре с ним. Он очень, очень рад наконец-то поговорить о своей работе для фильма.

«Вы видели, как тщательно относятся к деталям при работе над фильмом, во всех аспектах. Это относится и к моему подразделению.»

Мы сначала просто разбираем различные типы акцентов…

Гондорцы — говорят с классическим английским произношением с дифтонгом О, что придает им мрачноватое Йоркширское звучание.

Хоббиты говорят так, как будто они из Глустершира… с запада Англии. Что придает им более легкий тон… более вневременной. При этом надо заметить, что Бильбо и Фродо образованнее остальных и звучат ближе к классическому английскому. А Мерри вообще особая статья… выходец из совершенно другого сословия, чем большинство хоббитов.

Маги: Гэндальф и Саруман — говорят со строгим классическим английским произношением, происходящим от выученного языка.

Элронд и эльфы… Примерно то же самое, что и Гэндальф, но они все по природе лингвисты. Они звучат высокообразованно, по-ученому… это из-за того, что эльфы — эксперты в языках. Все произносится четко и старательно. А их эльфийским занимается эксперт по эльфийским языкам Ройзин Карти, с помощью Дэвида Сэйлоу (у нас в Уголке Параноика есть его пародия, и он давний тусовщик на толкинистких форумах!) и Билла Уэлдена — двух самых лучших в мире знатоков эльфийского.

Голлум начинает с глустерширского акцента, который идет о времен, когда он еще был обычным хоббитом, но когда он превращается в компьютерный персонаж в течение нескольких веков… его речь дегенерирует в хорошо нам известное голлумское сипение. Вчера, когда я имел удовольствие вдрызг напиться, пока все остальные оставались трезвыми… ахем… я слышал ГОЛЛУМСКУЮ речь Энди Серкиса, это нечто еще более зловещее и жалкое, чем вы себе представляли.

Арагорн—Вигго американец, выросший в Аргентине, и датчанин по происхождению, в его речи есть уникальная ритмика… Он сохранил сильную «Р», что может звучать по-американски, но на самом деле это ирландское Р… Он также говорит по-эльфийски, так как вырос у эльфов. Он начинает говорить, цедя слова из темного угла… но потом он начинает свое вокальное путешествие от Бродяжника к… ну вы знаете.

Гномы — равнинный шотландский, с примесью кельтского… с тем же ирландским Р. Это дает вам ощущение СТАРИНЫ.

У орков и Урук-Хай — грубое и уродливое звучание… очень жестокое и хриплое. Если бы вы слышали этих парней, вы бы знали, что они грубые и примитивные.

Роханцы — используют ротский акцент… это акцент, который подчеркивает их Р.

За всем этим стоит четкое обоснование… Когда вы посмотрите на карту Толкиеновской вселенной… они распределили там языки примерно как по Англии и Уэльсу.

Грима Гнилоуст — это совершенно особый зверь… его язык звучит как выученный… ну и все в том же духе.

Они буква в букву следовали указаниям в толкиеновском Аппендиксе к «ВК»… «Для нас это просто дар Божий. Там все расписано, как и что следует делать. Как будто Толкиен предвидел, что мы будем снимать кино.»

Эндрю Джек (главный специалист по диалектам) и Ройзин Карти (помощник главного специалиста), хотя на работе они называют себя специалистом по диалектам и специалистом по сконструированным языкам… по всему, что я знаю, они — великолепная языковая команда… что не знает один, тут же подхватывает другой.

Вслед за этим я оказываюсь на свадьбе Фарамира и Эовин… Платье Эовин — это буквально одно из самых красивых платьев с бисером, которые я видел в своей жизни. Миранда просто обворо-соблазнительна. И если этот парень Дэвид хоть немного соображает, он может влепить ей свой поцелуй раз так тысячу. Я вызывался быть пробным статистом для Миранды… отработать все под разными углами… но никто меня всерьез не принял… Правда, я скажу… Давид получил сегодня большую эмоциональную нагрузку.

Они снимают первую репетицию… Это двойной поцелуй… они отрываются, чтобы вздохнуть и продолжить свой эмоциональный контакт… Питер кричит: «Стоп!» и они расстаются… Все дамы на площадке начинают протестовать, что Питер должен подождать, пока они не закончат поцелуй… пока они не улыбнутся в глаза друг другу.

Второй дубль делают уже в этом духе, и Филиппа Боенс, которая просто счастлива добраться до этой сцены, говорит Питеру, что это должен быть один слитный поцелуй, и потом, когда они оторвутся друг от друга, чтобы вздохнуть, они улыбнутся друг другу… Они снимают в этом ключе, но Дэвид и Миранда все равно после этого целуются второй раз, а Питер кричит «Стоп» как раз в тот момент, когда их губы только начинают соприкасаться… Дэвид протестует: ему хотелось этого второго поцелуя!!! Миранда, по крайней мере, подари этот поцелуй мне! Хе-хе.

Дубль 4 — мой любимый… Хороший, долгий поцелуй, чудесное сияние на лицах после поцелуя. Девушки на площадке вполне довольны. Им очень нравится.

Дубль 5 — нравится Питеру.

Дамы из съемочной группы в восторге, что наконец… после, можно сказать, многих лет съемок… они наконец-то получают «дамскую» сцену для себя… Филиппа буквально воркует после каждого поцелуя… И должен признаться, это чудесно выглядит на мониторе… Но — блин — всего пять дублей?? На месте Дэвида я бы гораздо больше провозился. Если я правильно помню, его тащили по полу за лошадью, проткнутого стрелами, по крайней мере раз 12. Да уж, нет в жизни справедливости. Я о нем поплачу!

Сегодня, пока Питер наблюдает за сценой с Фарамиром и Денетором… 2-я группа занимается коронацией… ну, вы знаете кого. На верхнем экране я вижу, как Гэндальф Белый одевает корону на Вигго с бородкой… но я не очень могу разглядеть, что происходит на заднем фоне — связь идет через спутник, а все это снимается в 25 км отсюда. Вы прочтете о событиях этого дня на E!Online — сегодня здесь был Джон Форд!

На поцелуе все закончилось, и все очень обрадовались, и… поскольку Питер сегодня закончил пораньше, я отправляю пораньше свой репортаж!!!!

Всего, кореша!