За кулисами трилогии «Властелин колец»




Рынок Средиземья

(Майкл Мартинез)

Толкин продал права задолго до своей смерти. Права не на создание новых книг о его мире (новые истории запрещены, и должны пребывать в королевстве фэн-фикшена, пока срок действия прав не истечет через 40-50 лет, хотя Марион Циммер Брэдли и написала две истории об Арвен). Права, который Дж. Р. Р. Толкин продал, были права на экранизацию «Хоббита» и «Властелина колец». Он решил, после горького опыта с попыткой экранизировать ВК в конце 1950-х, выбрать между Искусством или Деньгами.

Что ж, он так и не получил Искусство, так что он выбрал Деньги. И права очутились в руках Сола Зэнца, который до сих пор контролирует их (через Tolkien Enterprises, отеделение Saul Zaentz Company). Tolkien Enterprises, как часть большого коммерческого движения, начатого Джорджем Лукасом со «Звездными войнами» в 1970-х, уже в течение двадцати лет заключала права с различными компаниями. Они не просто обладает лицензией на фильм, они лицензируют все. В реальности большинство относящихся к Толкину торговых марок принадлежит Tolkien Enterprises, а не Tolkien Estate.

Торговым лицензиям запрещено использовать материал за пределами «Хоббита» и «Властелина колец». Хотя некоторые фэны, возможно, почитают это благом, это также является причиной того, почему так много материала выпало из нужных рук. Когда я согласился в прошлом году ответить на несколько вопросов для компании, вовлеченной в данный момент в весьма видный проект, связанный с Толкином, я рекомендовал им использовать некоторый материал из «Истории Средиземья». Мне сказали, что они не могут сделать этого.

У них нет прав на тот материал. Значит, очень особенный аспект толкиновского мира не будет отражен в этом весьма видном проекте, и только потому, что права на этот материал у кого-то еще. Я не сомневаюсь, что фэны посмотрят на этот проект, когда он будет закончен, и скажут неприятные вещи по поводу некоторых не включенных вещах. Но в некоторых случаях руки связаны, зато сердца на месте.

Дух коммерциализации иногда тем не менее вмешивается во взгляды на проекты, имеющие отношение к Толкину. Долгожданная онлайновая игра, которая разрабатывалась Sierra Games в прошлом году (я бы предоставил ссылку на веб-сайт, но в данный момент он закрыт) была временно приостановлена, как сообщается, из-за разногласий во мнениях между дизайнерами (которые хотели быть верными Толкину, насколько бы позволили ограничения интернетовской игры с 10000 людей на сервер) и новым управлением, которые якобы посчитали, что игра должна обладать «большей привлекательностью для массового рынка».

Мы, посторонние и видящие все со стороны, никогда не узнаем, что именно произошло, хотя довольно сложно вообразить, что толкиновскому миру — представленному 100 000 000 книг, проданных за десятилетия — не хватает «привлекательности для массового рынка». Сьерра распустила всю команду разработчиков, но они объявили, что будут формировать новую команду вместе (возможно, команду, менее озабоченную верностью Толкину — но есть надежда, что они потратят время на чтение книжек, прежде чем приступят).

Несколько людей (не связанных со Сьеррой) спросили меня, заинтересован ли я в работе с новой командой разработчиков. Мой ответ: я не уверен. Полагаю, это зависит от того, будут ли они хоть как-то нуждаться в толкиновском пуристе, который держит книги под рукой и редко пишет на тему Средиземья не открыв хотя бы один том, чтобы проверить свои факты.

Я все-таки играю маленькую роль в другом коммерческом распространении мира Толкина. Я пишу исследовательские эссе для Toy Vault’s Middle-earth Action Figures. Хотя их лицензия исходит от Tolkien Enterprises, люди из Toy Vault не безразличны к желаниям и взглядам толкиновских пуристов. Они даже добились активного вклада толкиновских фэнов, сделав будущую продукцию доступной для комментариев. К сожалению, у их художников и аудитории, на которую они ориентированы есть… определенные ожидания… которые не поддаются нашей, пуристов, логике, и иногда не знал что сказать по поводу некоторых противоречивых дизайнов Toy Vault’a. Там нет недостатка в любви или восхищении по отношению к Толкину. Им просто приходится иметь дело с рыночными реалиями.

Таким образом, даже в мире игрушек мы обнаруживаем, что мир Толкина увеличился. Значит, мы получаем зеленокожих орков и Лесного Балрога (про последнего сообщаетсся, что это экстраполяция, не имеющая намерения представить реальное существо из книги). Что ж, я не могу сказать, ужаснулся бы Толкин Лесному Балрогу. У Мелькора было много слуг. Огненные Балроги были очень маленьким меньшинством из них.

Я все же пытался жаловаться по поводу зеленокожих орков пару лет назад на большей конвенции. Когда я говорил о том, что у толкиновских орков кожа не была зеленой, нетерпеливый будущий покупатель подошел к киоску Toy Vault, выбрал зеленокожего орка и сказал: «Конечно, были!». После этого говорить уже было не о чем. Рынок заговорил, и чуткий бизнес предоставляет своим покупателям то, что они хотят. Я намереваюсь продолжать писать эссе для Toy Vault до тех пор, пока они желают сохранять наш контракт, и я собираю все фигурки, о которых написал эссе. Даже Лесного Балрога.

Многие толкиновские пуристы выражают все возрастающий испуг по поводу фильмов по «Властелину колец» Питера Джексона. Многое из этого испуга кажется мне просто истерией (как, например, иррациональный страх, что фильм внезапно приведет к завалу игр и игрушек в магазинах — люди, оглянитесь вокруг, они были там уже давным-давно). Что-то из этого испуга обязано тому, что люди воспринимают слухи чуточку слишком серьзено. Я сообщаю некоторые слух сам в The Lord of the Rings Movie / Hobbit Movie Fact/Rumor Roundup, старейшем интернетовском сайте, посвященном новостям и слухам о грядущих фильмах. Но сообщение новостей требует слишком много времени, и, честно говоря, я разуверился в большинстве слухов, которые слышал. Я оставляю глубину и детали остальным, спасибо вам. Остальные сайты (такие как Theonering. net и Theonering. com) все равно, похоже, более известны, чем мой. Такова жизнь в Паутине.

Так или иначе, но Джексон внес изменения в историю. Кто-то говорит, что может смириться с этим, кто-то в ужасе. Не то чтобы он мог включить все из книг в три фильма — но огорчает, когда узнаешь, что твое самые любимые места были вырезаны, сокращены или каким-то образом смешаны с другими. Я думаю, что фильмы будут хорошо приняты массовыми зрителями, но я уверен, что ток-шоу и репортеры развлекательных новостей откопают нескольких (возможно, до этого неизвестных остальным из нас) «экспертов», которые будут поносить экранизации Истинно Велих Произведений Литературы, или оплакивать близорукость «небольшого меньшинства» настоящих фэнов. Почти гарантированно, что кто-то попытается вызвать спор вокруг фильмов, но им не придется копать глубоко, чтобы обнаружить, что кто-то из фэнов расстроен.

Обеспечат ли фильмы Джексона четкий образ Средиземья на годы спустя? Я не верю в это. Они скорее всего установят стандарты для создания кинофэнтези и экранизаций «Властелина колец», которые выдержат годы. Но эти фильмы рассказывают историю Питера Джексона, которая просто оказалась о событиях, изображенных во «Властелине колец». Я имею в виду, что каждый рассказчик добавляет свои приукрашения. Каждый рассказчик говорит о вещах, которых важны для него. Толкин выделил то, что было важно для него. История Джексона будет отличаться при сравнении, но основные элементы все же будут присутствовать: хоббиты, Кольцо, путь Арагорна к восстановлению королевства его предков, отважная борьба Гэндальф, чтобы собрать вместе свободные народы Средиземья.

Более 500 версий истории Золушки было опубликовано или поставлено в кино с тех пор, как оригинальная китайская сказка попала в западную Европу и Соединенны Штаты. Хотя это правда, что мы потеряли образ оригинальной китайской истории (которая, может быть, все еще существует в нескольких архивах), я не верю, что люди когда-либо потеряют толкиновскую историю. Она была слишком широко опубликована. И всего лишь просто объявление о новой серии фильмов по мотивам «Властелина колец» привело к увеличению продаж книги Толкина. Когда фильмы поступят в кинотеатры, я уверен, что люди побегут в магазины. Мы можем в конце концов оказаться с еще несколькими календарями, показывающими хоббитов с большими ступнями, эльфов с остроконечнынми ушами, средневековыми замками и городами, существовавшими 6000 лет назад — но у нас все равно была вся эта ерунда уже давным-давно. Это не помешало людям читать книги или узнавать то, что действительно было у Толкина на уме.

Что становилось для меня все яснее и яснее последние несколько лет, это то, что Средиземье больше не является просто миром, который создал Дж. Р. Р. Толкин. Это большое полотно, к которому многие художники добавили свои перспективы и интерепретации бесконечной любви к тому, чего никогда не было и чего никогда не будет, но что всегда было с нами.

Истории о Средиземье явно вдохновляют воображение. А это для меня самый важный аспект всех этих игр, справочников, фильмов и всего остального. Средиземье — это полный жизни, развивающийся мир. Я надеюсь увидеть намного больше фильмов, основанных на работах Толкина. Пожалуйста, не останавливайтесь на достигнутом. Не сейчас, когда мы так близки к утверждению Средиземья в качестве законного объекта нашего культурного наследия. Это должно продолжаться. Это будет продолжаться. И оно продолжается.