Моя рецензия на фильм «Братство Кольца» · Рецензии, обзоры и критика · За кулисами трилогии «Властелин колец»

За кулисами трилогии «Властелин колец»




Моя рецензия на фильм «Братство Кольца»

(Рецензии, обзоры и критика)

Итак, вот он — великий момент. Два года я писала о фильме, жила фильмом, стала ходячей энциклопедией по фильму, и вот, наконец-то, я его посмотрела и пишу самое главное из всего, что можно про фильм написать — рецензию.

Получилось это очень неожиданно и не совсем в таком виде, как я хотела. Мне сказали, что это будет полноценная копия на большой экран, и единственное, что сможет испортить впечатление — это закадровый перевод. Однако, оказалось, что это специальная рабочая копия, в которой все цвета пропущены через сине-зеленый фильтр, а посреди экрана горит перманентная надпись, предупреждающая против видеопиратства.

Если б я знала это заранее, я бы, наверно, не стала бы смотреть. А впрочем, что я лицемерю — конечно бы стала :)

Поэтому я не буду особо распространяться насчет красочности фильма или качества спецэффектов, поскольку цвета были искажены и все казалось темнее, чем на самом деле. Я подожду с суждением после того, как увижу нормальную копию. И закадровый перевод, хотя и точный, мешал оценить игру актеров во всей ее полноте. Некоторые реплики просто пролетали мимо ушей, потому что я пыталась одновременно слушать и перевод, и оригинал.

Перевод был неплох для человека, который, видимо, в первый раз видел этот текст и переводил на лету. Он, конечно, порадовал нас новыми находками, вроде «половинчиков», «кудесников» или «горы Обреченности», но на пиратских кассетах все будет гораздо смешней, поверьте. Это, кстати, еще один аргумент против пираток.

Ну вот, а теперь, сделав скидку на эти обстоятельства, я попытаюсь оценить фильм.

1) Общие впечатления от фильма.

Впечатление первое — хорошо, даже очень, но мало и не совсем то. Очень необычное впечатление от трехчасового фильма, а ведь так оно и было — казалось, что не успели оглянуться, и уже конец. Хотелось еще смотреть и смотреть, и почему-то, как и с самой книгой «Властелин колец», было чувство, что нам показали далеко не все, что могли, и что многие интересные вещи, может, более интересные, чем то, что нам показали, остались за кадром. И как и после прочтения книги, появилось страстное желание раскопать эти самые вещи и на них взглянуть. Или пересмотреть фильм еще несколько раз, чтобы вытащить оттуда все детали, какие возможно.

Фильм дразнит потенциалом, дразнит прекрасными сценами продолжительностью в пару секунд, дразнит слишком быстрым калейдоскопом оживших моментов из книги, которые хочется продлить. Фильм действительно переносит зрителя в ту реальность — в реальность Средиземья, и фэны Толкиена, я уверена, будут смотреть и пересматривать фильм до бесконечности именно по этой причине, даже ворча и ругаясь на несоответствия.

Да, в фильме мы действительно увидим ожившее Средиземье и живых героев Толкиена — и это главное для нашего брата-фэна, и это главная удача Джексона, по-моему. Но по этому самому Средиземью нас протаскивают с бешеной скоростью и не дают толком нигде задержаться и осмотреться (за редкими исключениями вроде Хоббитона и Андуина).

Темп у фильма, на мой взгляд, был просто дикий, и мне было странно читать рецензии некоторых критиков, что там есть затянутые места, что три часа очень чувствуются и что никак их не высидеть, не сходя в туалет. Я думаю, тут дело в том, что фэн, знающий книгу наизусть, видит за каждой сценой гораздо больше, чем показано на экране, и не хочет расставаться с этой сценой, но его моментально за шкирку перебрасывают на следующий этап. А для неинициированного эти короткие сцены могут сливаться в одну и их смысл может теряться в общей куче — отсюда ощущение, что ничего не происходит.

Я же была готова сидеть там и шесть часов, и девять — сколько угодно, лишь бы мне показали побольше. Говорят, ДВД к фильму будет продолжительностью в 12 часов, и что туда войдет масса сцен, не попавших в фильм. Мне настолько хочется взглянуть на эти сцены, что я, пожалуй, к выходу диска разорюсь на ДВД-систему. Я знаю, что финальная режиссерская версия была 3.5 часа — мне хочется знать, что же вырезал Джексон, и почему-то я уверена, что он вырезал вещи, более интересные или важные, тем те, что он оставил. Короче, у меня претензии к монтажу. При лучшем монтаже фильм произвел бы гораздо большее впечатление, и может, даже дотянул бы от просто хорошего фильма до гениального. А так — не то нам показали, братцы, ой, не то. А то — повырезали и попрятали.

Поясню. Толкиен в своем письме по поводу первой неосуществившейся попытки экранизации «Властелина колец» упрекает режиссера в том, что он выкинул из истории все морально значимые моменты и отдал предпочтение бессмысленным дракам и битвам. У Джексона все морально значимые моменты на месте, и драки не сказать чтоб бессмысленные, но наблюдается явный перевес этих самых драк в ущерб всему остальному, и особенно развитию характеров и диалогу.

Когда я читала «Братство кольца», у меня отнюдь не осталось впечатление вечного боя кого-то с кем-то — это книга-завязка, книга-путешествие, книга-экспозиция. Битвы и стычки там так редки и занимают такой малый процент от всего остального, что когда я узнала, что в качестве боевого мастера берут мужика, который режиссировал драки в Звездных Войнах, я даже сразу и не вспомнила, что за драки были в «Братстве». А потом вспомнила — Мория, конечно. И немножко Амон Хена за кадром.

А Джексон умудрился из «Братства» сделать вечный бой — стычка за стычкой, битва за битвой, что само по себе неплохо и захватывающе, если б осталось достаточно времени на остальное. А так — мы имеем несколько секунд, чтобы оглядеться в Бри и Пони, пару взглядов издалека на Ривенделл, пару секунд вида ночного (почему-то) Лориэна, мы имеем почти немых Гимли и Леголаса — знаете, я бы с удовольствием посмотрела даже их перепалки, которые показались пошловатыми Зоанону в его рецензии на первый сценарий, но даже от них ничего не осталось. Мы имеем Сэма — второго главного героя, который едва заметен и говорит от силы три фразы за фильм. Причем, он говорит их хорошо и вообще производит правильное впечатление в те секунды, когда он оказывается в фильме на переднем плане, но тем не менее — очень жаль.

Нет, не то нам показали, не то. И у меня есть нехорошее чувство, что в этом есть и наша, фэнская, вина. И что Джексону выламывали руки боссы из New Line, которые прочесывали сайты по фильму и изучали фэнскую реакцию на режиссеркие ходы Джексона, которые шли вразрез с книгой. И если реакция была негативная, то они заставляли его перекраивать сценарий и делать его более каноническим. Я знаю, что в некоторых случаях, с Арвен, например, так оно и было. Возможно, под тот же нож попали и саркастические реплики Гимли, и снобизм Леголаса, и «некрасивые» эльфы и многое другое. И Джексон, в итоге, был вынужден использовать самый нейтральный материал по персонажам, и, конечно, беспроигрышные для любой аудитории битвы. И повыбрасывать своевольщину, которая и передает, собственно, его личное видение книги.

Что подводит меня к впечатлению номер два. Это ярко выраженный джексоновский фильм, но Джексон, который его сделал, кажется несколько подавленным и скованным гигантской ответственностью и ожиданиями, на него возложенными. Создается ощущение, что он не оторвался по полной программе и был осторожнее, чем обычно. Для кого-то, это, может быть, и плюс, а для меня минус.

Мне нравится стиль Джексона как режиссера, и я получила удовольствие от всех его фильмов. Что, в принципе, редкость — у всех режиссеров есть фильмы, которые мне нравятся и которые не нравятся, но у Джексона мне все фильмы нравятся по-своему, и этот, Главный Фильм, тоже. Причем я б не назвала его гениальным режиссером — он просто очень неординарен.

Джексон не признает пастельных тонов и обожает кричащие краски: то, что он делает в своих фильмах, действует грубо, резко, с размаху, шарахает по мозгам, нервам и даже желудку иногда. Такой, знаете ли, стиль, когда материал суют тебе под нос в самом эктремальном виде, доводя иногда до абсурда и гротеска — отсюда и его сюрный, специфический юмор, и немыслимые крупные планы с носами и пр. во весь экран, и эмоциональный накал, и жестокость, если хотите.

И фильм «Братство кольца» сделан именно в этом ключе: главные темы книги преподносятся ярко и безжалостно, фильм мрачный, бьющий по нервам, очень эмоциональный и в общем и целом сильный, и был бы еще сильнее, если бы Джексон дал себе полную волю. Фильм мог бы быть не так близок к книге, как в своем нынешнем виде, но он был бы более гармоничен именно как фильм и действовал бы сильней. Посмотрим, и если доживем, проверим на ДВД мою гипотезу.

2) Впечатления от разных сцен

Самые сильные моменты в фильме связаны с Кольцом и Глазом — Кольцо является реальным персонажем фильма, со своим голосом, музыкой и явной властью над окружающими. Эффекты, связанные с Кольцом, сделаны, на мой взгляд, потрясающе — то, как Фродо на него реагирует, мир, в который он попадает, одев Кольцо, зло, которое из него исходит — я чувствую, что здесь Джексон оторвался на всю катушку.

Сцены с реакцией на Кольцо Бильбо и Галадриэли вызвали у меня нервную дрожь — некоторым не понравилось, что это было сделано чересчур драматично, а для меня это сработало — это же Джексон, и именно такого мне хотелось. Хотелось, чтоб именно дали по мозгам, а не пошептали на ушко.

Глаз Саурона — это тоже отдельная песня. Каждый раз, когда он появлялся на экране, я буквально подскакивала от ужаса. Он действительно очень страшный и очень действует на нервы, и можно преставить, каково было бедному Фродо в Мордоре, когда он видел эту штуку день и ночь, и даже с открытыми глазами. А я думаю, что в «Возвращении короля» Глаз будет еще страшней, и сцены в Мордоре имеют потенциал действительно эмоционально потрясти и поразить зрителей в самое сердце.

Очень сильная сцена — последний бой Боромира. И вообще вся схватка на Амон Хене — самый впечатляющий бой в фильме. Почему-то на меня он произвел больше впечатления, чем та же расхваленная Мория. Может, потому, что Мория именно что была расхвалена и я ждала от нее слишком многого? Нет, Мория тоже хороша, но меня больше затронуло горе Братства после потери Гэндальфа, чем сама его схватка с Балрогом.

Все сцены в Хоббитоне — прелесть, и там, как раз, режиссер позволил себе задержаться подольше. Мне очень понравился Пролог и Эльронд с Исильдуром в битве Последнего Союза. Хороши все сцены в Ривенделле — может, потому, что там был перерыв в схватках и погонях и шло просто развитие характеров. Совет Эльронда получился достаточно сильным, и момент, когда Фродо вызывается нести Кольцо, сделан очень впечатляюще. Я вообще-то боялась за этот момент, так как он самый важный в книге, но они не подкачали.

Что для меня совсем не сработало: Заверть, все от первой встречи с назгулами в Шире до атаки назгулов в Бри, Карадрас, Глубинный Страж, все, связанное с подготовкой Сарумана к войне, противостояние Сарумана и Гэндальфа.

Арвен у Брода прошла очень даже ничего, и все остальное было вполне себе на уровне, но опять-таки, слишком мимолетно, слишком быстро.

Питер Джексон, притормози пожалуйста! Притормози хотя бы в «Двух крепостях», хотя бы в эпизодах с Фродо, Сэмом и Голлумом. Не надо впихивать туда лишние обострения сюжета, не надо думать, что зрителю станет скучно, если на экране уже пару минут никто никого не режет и не преследует. Дай зрителю спокойно побыть с персонажами, послушать их, попереживать вместе с ними. И дай себе волю, и не слушай весь этот хай и вой в интернете, не обращай на него внимания — и я уверена, что следующие два фильма можно будет назвать шедеврами.

3) Актеры и трактовка персонажей.

Самые сильные мои впечатления — Гэндальф, Бильбо и Галадриэль. Какой сюрприз — естественно, ведь их играют самые именитые актеры: Ян МакКеллен, Ян Хольм и Кейт Бланшетт. Но так оно и вышло, и ничего тут особо не скажешь. Гэндальф он и есть Гэндальф, он украшает весь фильм, а Бильбо и Галадриэль, хотя проводят на экране от силы пять минут, оставляют неизгладимое впечатление. Бильбо проходит как самый интересный и неординарный хоббит из всех, с богатейшим диапазоном эмоций. А Галадриэль от Бланшетт стала для меня сюрпризом. Не всем она понравилась, а меня привела в восторг — тут соединилось скрытое хулиганство режиссера и актрисы и в результате получилась непредсказуемая, загадочная и слегка опасная «эльфийская ведьма», как окрестил ее Гимли. Глядя на нее, понимаешь, за что Валар выслали ее с Запада :) И больше ценишь ее самоотречение и отказ от Кольца.

Далее по порядку идет Боромир (Шон Бин). Он очень хорош, и почему-то возникает ощущение, что из малого времени, уделенного в фильме на развитие характеров, большая доля достается именно ему, ну, за исключением Фродо. Он предстает очень человечным и интересным, и его последний бой и вообще весь Амон Хен — нападение на Фродо, раскаяние, битва, разговор с Арагорном — сделано великолепно, и трогает до глубины души. Очень жаль, что мы его больше не увидим.

Далее идет наш Фродо — Элайджа Вуд. Он произвел на меня меньшее впечатление, чем я надеялась. Он действительно слишком часто «выглядит испуганным» и суперозабоченный взгляд его супербольших глаз в конце концов приедается. Вообще говоря, у него есть очень сильные моменты, и он создал вполне полноценного Фродо, в которого веришь, но осталось такое маа-ленькое разочарование, может, из-за того, что когда я узнала о нем вначале, я возложила на него слишком большие надежды. Все-таки видно временами, что он очень юн, да и лицо у него слишком женственное. Мои маленькие детки, когда увидели первый постер с Фродо, смотрящим на Кольцо в руке, стали меня спрашивать: «А что это за девочка»? :) И никак было их не переубедить, что это мальчик… Это тоже иногда чувствуется, и это идет не на пользу образу.

Да, моя первая реакция на этого актера была — «рожден, чтобы быть Фродо». Теперь я не могу этого сказать на 100% — он хорош, но не гениален, и остается подспудная мысль, что, может быть, стоило все-таки еще поискать — может, кто-то бы сделал это лучше. Но поезд ушел, и вообще-то, честно говоря, не совсем его вина, что он меня не потряс, как вышеперечисленные актеры — у него просто не было достаточно шансов.

Фродо в фильме постоянно либо от кого-то убегает, либо подвергается атаке, либо чего-то боится, либо борется с Кольцом, и остается очень мало времени на то, чтоб проявились и другие его стороны. По сравнению с книгой Фродо в фильме меньше контролирует ситуацию и больше выглядит простой жертвой различных ужасных обстоятельств, особенно в начале. Зрителю буквально вдалбдивают в голову, насколько трагична его судьба. В принципе, это и неплохо и так и должно быть, но все-таки они перегибают палку с бесконечными атаками и бесконечно отползающим Фродо. «А теперь отползай» — как в анекдоте. К концу это, впрочем, начинает изменяться, он начинает проявлять больше характера, и есть надежда, что его звездный час еще настанет в следующих двух фильмах, и что там-то он себя проявит на всю катушку.

Взаимоотношения с Кольцом сыграны им очень сильно, Хоббитон, разговор с Гэндальфом и начало дороги — отлично, момент в Пони, когда он по ошибке одевает Кольцо — класс, Совет Эльронда — тоже отлично, моменты с Боромиром — очень сильно, да и в общем и целом — все хорошо. Просто я ожидала чего-то уж совсем гениального, и во мне говорит некое разочарование.

Остальные хоббиты — великолепны. Мерри и Пиппин вызывали у меня улыбку всякий раз, как они появлялись на экране, впрочем, я люблю юмор Джексона, так что не судите, если что. И их храбрость в конце очень трогает. Сэм оказался несколько задвинутым на задний план и получил меньше времени перед камерой, чем остальные хоббиты. Я уверена, что это изменится коренным образом в следующих фильмах, а теми моментами, которые у него были в «Братстве», он воспользовался с блеском. Сэм Шона Эстина для меня — приятный сюрприз. Я не очень много ждала от этого актера, а он отлично справляется — тут все наоборот по сравнению с Вудом: ожидания были невысокие, и реальность их намного превзошла.

Леголас и Гимли — они хорошо смотрятся, но почти не разговаривают в фильме. Особенно Леголас — он просто воспринимается как красивая картинка образцового эльфийского лучника. У него от силы 3 фразы во всем фильме, и я надеюсь, что в следующих фильмах его будет больше. Гимли получил чуть больше шансов проявить свою персону, но тоже меньше, чем я думала. Я помню забавные перебранки и диалоги с его участием из сворованных сценариев и кусочков для подбора актеров. Ни одного из них в фильме не оказалось, но я-то думала, что неудачные фразы заменят на более удачные, а их просто выкинули вообще. Тот случай, когда головную боль лечат гильотиной. Жаль.

Арвен — приятный сюрприз. Во-первых, потому что ее совсем мало, а во-вторых, потому что в те моменты, когда она все-таки есть, она очень хороша. Лив Тайлер выглядит потрясающе красивой, ее эльфийский звучит как музыка, и даже какие-то эмоции при разговорах с Арагорном она изобразила вполне пристойно.

Эльронд — производит очень сильное впечатление в Прологе, но в Ривенделле впечатление несколько портит его странный внешний вид и облезлая прическа. Ведь эффектный же мужик этот Хьюго Уивинг, и надо было суметь так его испоганить. А игра у него как обычно, на высоте.

Саруман — замечательный злобный старикан в отличном исполнении Кристофера Ли. Очень колоритный. Не его вина, что практически все сцены с ним не особо сработали.

Ну и Арагорн — темная лошадка Вигго Мортенсен. Он оказался лучше, чем я думала, но опять-таки, получил слишком мало экранного времени для развития своего персонажа. Я читала, что в фильме будет показано больше его внутренней драмы, чем в фильме, чтобы зритель мог лучше ему сопереживать, но на самом деле — какая там внутрення драма, если он говорит одну фразу в 10 минут. Мы-то, фэны, навострим уши и прочувствуем эту драму за парой скупых слов, но зритель-неофит вряд ли что заметит. Остается просто общее правильное впечатление крутого бойца и в то же время нежного и мудрого человека. А дерется Арагорн классно, особенно, опять-таки, на Амон Хене. Вообще там все герои проявляют себя наиболее ярко, и сцена получилась одной из самых сильных в фильме, хотя там и наблюдаются значительные расхождения с книгой.

В общем-то, все сыграли очень хорошо, по стандартам серьезного драматического фильма, а не фэнтезийного беовика.

4) Спецэффекты.

Самый главный спецэффект фильма проходит настолько незамеченным, что я даже забыла о нем упомянуть в своем первом обзоре по-английски. Это соотношение людей и коротких персонажей — хоббитов и гномов. Оно сделано настолько органично, что просто не обращаешь на него внимание. Ну и что, ну и хоббиты, ну короткие, а какие же еще? Так что на этот счет будьте абсолютно спокойны.

Несколько хуже прошло соотношение людей и больших существ — морийского тролля и Балрога. С Балрогом это чувствовалось не в такой степени, но с троллем были слишком резкие переходы от одной шкалы к другой, и вместо того, чтобы подавлять размером, он выглядел просто высоким увальнем с букашками-людьми, которые путались у него под ногами и в которых уже не видно было наших персонажей. Я бы предпочла, чтоб было наоборот — чтобы герои оставались нормального роста, а тролль возвышался бы над ними, как гора.

Вообще компьютерные и полукомпьютерные персонажи меня не особо потрясли — потому что сразу было видно, что они компьютерные. Возможно, что от Балрога я ждала слишком многого после всех этих восторженных откликов типа «у всех фэнов отвиснет челюсть», «такого монстра вы еще никогда не видели на экране» и т.п. Ну ничего конечно монстр, но нога его в третьем ролике меня потрясла больше, чем он сам. Может, опять из-за этой смены шкалы — нормальный Балрог и маленький Гэндальф. А может, из-за искаженных цветов — ведь он должен быть по-настоящему огненный, а у нас он был какой-то светло-зеленый.

Голлума мы видим несколько раз в течение фильма, но всегда издалека либо не целиком. Голлум, к сожалению, тоже меня не впечатлил. Сразу видно, что он нарисованный, по его слишком резким, явно компьютерным, движениям. А я думала, motion capture дает лучший результат… В принципе, пока он не двигается, он выглядит нормально, и у WETA есть еще целый год, чтоб отшлифовать его как следует. Я бы посоветовала им бросить на это все силы — ведь Голлум это случай особый, и он важней, чем Шелоб и все энты Фангорна вместе взятые.

Назгулы поначалу казались очень страшными, когда ездили по Ширу и искали Бэггинса. Но потом впечатление несколько испортила их тупость, нерасторопность и легкость, с которой от них можно было отбиться. Вроде бы и в книге они не особо эффективно действовали, но там таки было очень страшно про них читать. А смотреть — получилось не очень. Короче, назгулы как главные ужастики 1-й серии для меня не сработали.

Орки мне нравились в шпионских фото, понравились они мне и в фильме. Орки были разные, интересные, злые, противные, большие и маленькие, всех цветов, мастей и вооружений. Просто праздник для ценителя орков :)

Насчет спецэффектов в пейзажах — Ривенделле, Лориэне, Мории и пр., мне трудно что-то сказать из-за искаженных цветов, но мне понравилось.

Насчет компьютерных битв с участием программы MASSIVE — вполне ничего, но тоже видно, что они компьютерные. Вообще постановка битв мне, избавлованной Джеки Чаном, показалась довольно средней. Я зачастую просто не успевала понять, что происходит, и не успевала отслеживать, что делает каждый персонаж, и переживать вместе с ним. Самая лучшая битва была на Амон Хене, ничего — в Мории. Нормальный был момент и в битве Последнего Союза. Остальное — так себе. Но меня это не особо волновало, потому что для меня битвы — не главное в этом фильме.

5) На закуску.

Ну а как насчет расхождений фильма и книги и нововведений Джексона? Честно говоря, просто не было времени обращать на них внимание. Возможно, так получилось потому, что я знала заранее о всех изменениях в сюжете, и для меня не было никаких неприятных сюрпризов. А возможно, что фильм имел свою достаточно сильную внутреннюю логику, и все происходящее не вызывало вопросов. Просто не было пересечений между книгой и фильмом у меня в голове — они были сами по себе, как совершенно отдельные произведения разных искусств, и я не поверяла одно другим.

Так вообще бывает со всеми хорошими экранизациями — забываешь о книге и воспринимаешь фильм как он есть, сам по себе. Я не думала, что так случится с «Братством Кольца», но оно так и случилось. Да, Арвен противостоит назгулам у Брода, ну и что — думать об этом некогда, мы уже в прекрасном Ривенделле, и видим трогательный момент, когда Фродо приходит в себя. Да, Гэндальф узнает о побеге Голлума из Барад Дура, но они в фильме не встречаются — подумаешь, значит это просто осталось за кадром. То же самое с хоббитами, которые попадают в Бри прямо с парома в Бакльбери — значит, их промежуточный поход остался за кадром, и кто знает — может там был и Вековечный Лес, и Том Бомбадил. И т.д. и т.п. Короче, расхождения в сюжете меня особо не задевали и смотреть не мешали.

О, чуть не забыла, да и хочется кончить на оптимистической ноте.

В фильме абсолютно нет никакой политкорректности! Вообще!
— Все положительные герои белые, а орки разномастные, как и положено.
— Все положительные герои курят трубки, и пускание колечек является любимым развлечением персонажей и преподнесено очаровательно.
— Женщины знают свое место и сильны именно по-женски. Даже Арвен выступает целительницей и заклинательницей и ни разу не поднимает меч.
— Мужчины не стесняются обниматься и целоваться и вообще не шарахаются от физического контакта с лицами своего пола, как зашуганные американцы нашего времени. Герои искренни в своих чувствах и проявляют их так, как должно быть свойственно той эпохе.
— Сэм называет Фродо «мистер Фродо»!

И еще — у меня есть предчувствие, что, в отличие от большинства сериалов, в нашем случае фильмы 2 и 3 будут сильней первого. Потенциал есть, и остается только надеяться, что кассовые сборы от первого фильма будут достаточными, чтобы дать Джексону полную свободу и независимость при монтаже следующих двух фильмов. Дайте Джексону волю, и он сможет — теперь я в это верю.