Рецензия Кота Камышового на фильм «Братство Кольца» — в двух частях · Рецензии, обзоры и критика · За кулисами трилогии «Властелин колец»

За кулисами трилогии «Властелин колец»




Рецензия Кота Камышового на фильм «Братство Кольца» — в двух частях

(Рецензии, обзоры и критика)

Hello, All!

Пpедупpеждаю заpанее:

Мое мнение весьма субъективно и местами отpицательно. Чтение данной pецензии может создать у вас пpедубеждение пpотив вышеназванного фильма. Поэтому, если не хотите отpавить себе удовольствие, лучше отложите чтение pецензии до тех поp, пока сами не посмотpите фильм.

Если не pаздумали читать, жмите PgDown.

Короче, народ, я его посмотрел. В смысле, фильм. В смысле, «Властелин Колец». Где, как, и когда — не скажу, ибо уста мои запечатаны клятвой. Да вы расслабьтесь, сами его увидите, не пройдет и
полгода, ей же Эру. А я пока поделюсь впечатлениями.

Во-первых, очевидно, смотреть его нужно именно в кинотеатре. Я таки оценил, в чем смысл этой самой Долби-стерео. Таки да, долбит. И прямо стерео. И со всех сторон. Когда этот дракон фейерверочный, ну, на
дне рождения Бильбо, и прямо над головой так — у-ух! Я аж присел.

Круто. Но давайте по порядку.

Текста я не слышал. Текст забивал синхронист (неплохой, кстати, синхронист — почти ни разу текст не переврал, можете себе представить? — но доставал страшно). Но, однако же, можно предположить, что они имена произносят правильно! Потому что синхронист, переводивший следом, четко выговаривал: «ИсИльдур». С ударением на второй слог от конца. Прямо как у профессора в приложении написано. Внушаеть!

Виды и пейзажи. Это да… Круто. Очень красиво. Вот есть такой художник Алан Ли — так вот все в точности как на его картинках. Ну совсем все. То есть буквально до последней эльфийской беседочки в Раздоле — все, как у Алана Ли. Такое, в завитушечку и с красивыми стрельчатыми изломами. Только Бэг-Энд — как у Хоу.

Что до сохранности сюжета… День рождения Бильбо воспроизведен весьма подробно. Вплоть до всех хоббитов, помянутых в речи Бильбо. Ну, если не считать мелких ньюансов, добавленных ради зрелищности и вполне уместных. Бильбова норка — просто прелесть. Особенно изумительно Гэндальф головой об потолок стукался. Я всегда думал: стукался он или нет? Теперь точно знаю: стукался! Вообще, Хоббита… Тьфу, черт! Прочь, прочь, изыди, Кистямур! — Шир изумителен. Только он немного скукожился, так что Бри (Пригорье) оказалось под самым боком у Баклберского парома. Ну, ладно.

Да-а, еще там изумительный совершенно Барад-дур! Некие темные струны всколыхнулись в душе моей, когда под ногами развернулась панорама Черной Твердыни. «Сижу на драконе, на башню дывлюся. Ой, больно же будет мне, коли свалюся!» И я невольно вцепился покрепче в кресло. А как назгулы из ворот выезжали, на Большую Охоту за Кольцом! Песня! Сказка! Это надо видеть. Вы не поверите, но мне стало страшно. Кто меня знает, тот оценит. Хор-роши были ребятки!

М-да. Но в деле оказались не очень. Вот знаете, бывают собаки рабочие, а бывают выставочные. Так вот, это были выставочные назгулы. Сцена ловли назгулом хоббитов поразила меня до глубины души. Прямо-таки до самых печенок. Помните ту сцену, когда хоббиты за корнем прятались, а назгул принюхивался? В книге его эльфы спугнули. В фильме было не так. Хоббиты спрыгнули с дороги и устроились под корягой прям рядом. И назгул подъехал и встал у них над головами. Долго стоял, стоял, нюхал, нюхал, потом ка-ак прыгнет! Хоббиты врассыпную. А дальше он их долго догонял вниз по склону, негусто поросшему деревьями. Так они ухитрились от него убежать, добежать до парома, оттолкнуть его, а Фродо еще поотстал, и назгул буквально за ним по пятам гнался (верхом на лошади, вы поняли, да?), но не догнал. Фродо прыгнул на паром, а назгул остался на берегу, злобно завывая. Подчеркиваю еще раз, из естественных препятствий там наличествовала изгородь, которую хоббиты преодолели одним прыжком. А я всегда говорил, что назгулы на самом деле Фродо ловить не хотели!

И таки да, Арвен действительно неслышно подкрадывается к Арагорну со спины. Такое впечатление, что именно на лошади. И с веселым смехом говорит ему: «Какой же ты после этого следопыт?» Впрочем, оправданием Арагорну может послужить то, что он был погружен в тяжкие раздумья о дальнейшей судьбе раненого Фродо.

Чувствуется, что фильм снимали люди сугубо мирные. Как-кая у Гимли секира! Тоже вся в красивых завитушечках, знаете ли. А сцена драки в Летописном Чертоге! Помните, кто Фродо копьем долбанул? Праавильно, «огромный предводитель орков». А еще с ними был пещерный тролль, помните? Так вот, все было не так. Этот тролль ворвался в чертог, и основная-то драка была с ним. Так оно гораздо зрелищнее. Тролль был… ну с чем бы сравнить… Ну, вот если на слона сядет, то задавит. Таких примерно габаритов. По крайней мере, Леголас у него на загривке плясал, как на диване. И вот этот-то тролль Фродо копьем и ткнул. С размаху. Практически в упор. Копьецо было соответствующее, длиной где-то как раз с Арагорна. Ага, правильно. Хороша была у Фродо кольчужка… А под танк класть не пробовали? Но зато зрелищно, ничего не скажешь.

И голливудская закалка тоже чувствуется. Глубинный Страж этот, который в луже у Врат Мории сидел, он Фродо — что? Правильно, за ногу ухватил. Так вот, в кине не просто ухватил, а ухватил, потом отпустил, потом опять ухватил, поднял, и еще поболтал в воздухе. Фродо вообще не везет. Вечно его за ноги таскают все, кому не лень. Глубинный Страж вот, потом тролль, потом еще кто-то, потом Боромир… Подозреваю, что и это еще не конец.

Ну, и драки. Драки мощные, ничего не скажешь. Я и не скажу — пусть потом те, кто разбирается, выскажутся.

Это все так, по верхам, первые впечатления. Честно сказать, кроме Шира и Барад-дура ничего особо не впечатлило. Картинки очень красивые. Вот прямо взять бы кадры, и по стенкам развесить любоваться. А как фильм оно… Иллюстрация. Неплохая, только примитивная местами — так на то же и иллюстрация. Лет так восемь тому назад, когда я только что прочел ВК, я бы на этот фильм ходил двадцать раз подряд, выстаивая по три часа в очереди. А сейчас…

Да вы не обращайте внимания. Я просто старый зануда. Честно говоря, дело просто в том, что чтобы понять, как это красиво и здорово, это надо видеть. А вот о приколах можно рассказывать долго и со вкусом. Я и трети не перечислил. А какие мечи у Сарумановых гоблинов! А как Сарумановы орки деревья валили прям с корнями! А какой магический поединок был у Сарумана с Гэндальфом! А Бесконечная лестница в Мории! А… Да что там говорить! Сами увидите. Но на самом деле, как иллюстрация к Средиземью фильм прекрасен. Не могу сказать, что я себе все это именно так и представлял. Героев я себе точно представлял не так (кроме хоббитов и назгулов, пожалуй). Но, надо признаться, с тем, что я видел, могу согласиться. Почти со всем. И даже с тем, что отдельные кадры похожи на ожившие картинки Алана Ли.

Насчет отдельных персонажей. Хоббиты изумительны — но это уже все знают; Арагорн… неплох. Боромир — как Боромир. Только с самого начала таким явным падлюком выглядит, что просто диву даешься, как это Эльронд его с Хранителями отпустил. Впрочем, с такого Эльронда станется. Кстати, об Эльронде. Мужик сам по себе ничего. Но на его месте я бы такую прическу носить не стал. Две тонких косички по бокам и залысины на лбу делают его похожим то ли на престарелого хиппа, то ли на последователя Кастанеды. Да, и Гимли — просто великолепен. Такой себе гном гномовитый… Только маловато его показывают. И секира подкачала — впрочем, на это я уже жаловался. Да, и когда на совете у Эльронда Фродо колечко выложил и Эльронд принялся внушать, что его надо уничтожить, Гимли очень себе непосредственно выскочил вперед, воскликнул что-то типа: «Да за чем же дело стало!», и долбанул по колечку со всей нехрупкой дури. Колечку, разумеется, хоть бы хны, секира вдребезги (та, с которой он в Мории был — это уже другая), но Гимли я зауважал!

С уважением,
Кот Камышовый.

Написав предыдущую рецензию, я прочел сброшенную в su.tolkien рецензию какого-то западного критика и устыдился. Вот как писать-то надо! А я одни только приколы перечислил, как будто бы в фильме, кроме приколов, и поговорить-то не о чем. И вообще, чего я придираюсь? Разве этот фильм не лучше на порядок — да нет, на пару-тройку порядков, — чем все, что делалось до сих пор? Лучше, однозначно. Так какого ж назгула ты, Кот, цепляешься к отдельным промахам?! «А может, и правда?» — подумал я. Какого черта цепляюсь я к отдельным промахам? Не по своей ли дурной привычке только и делать, что смешить почтеннейшую публику?

Ну что ж, давайте поговорим серьезно. В сущности, впечатление мое от фильма можно выразить одной фразой, сказанной некогда маститым композитором (не помню уж, кем именно) молодому коллеге: «В вашей музыке есть и прекрасное, и новое; но то, что прекрасно — не ново, а то, что ново — увы, не прекрасно!» В применении к фильму это означает вот что. Там, где режиссер добросовестно следует книге — практически все хорошо. А относительно того, что не устраивает, можно спорить: не устраивает потому, что недостаточно хорошо, или просто потому, что ты, любимый, представлял это себе не так (а кто сказал, что представления режиссера-сценариста-художников-декораторов обязаны совпадать с твоими собственными?!) А вот там, где режиссер отходит от «оригинала», начинаются проблемы. И я не буду говорить о сокращениях и изменениях сюжета, порожденных необходимостью уместить кучу событий в менее чем три часа экранного времени. Это все понятно и вполне простительно. Если бы туда впихать еще и Бомбадила, и Упокоища, и песенку про корову, которая подпрыгнула выше луны, фильм растянулся бы не на три, а на все девять часов. И увидели бы мы его как раз к собственной пенсии. Я буду говорить о «режиссерских находках». Тех самых, которые воспринимаются как приколы.

Все эти «находки» настолько явно внесены в угоду традиционной голливудской зрелищности, что аж неловко делается. Причем новы они исключительно в рамках данного сюжета, а так-то они затасканы по всем голливудским фильмам вплоть до полной прозрачности. Назовите мне ковбойский фильм, где ни один положительный герой не повисает над пропастью на краю скалы, цепляясь за нее кончиками пальцев и судорожно пытаясь выкарабкаться! А в этом фильме данный прием использован аж дважды. Сперва Фродо с Арагорном висят на ступеньке обрушившейся лестницы в Мории (и удачно выкарабкиваются), потом Гэндальф висит на краю обрушившегося моста (но в конце концов падает в пропасть). Ладно, во втором случае это вроде бы основано на книге. Но что-то мне подсказывает, что фраза «vainly grasped the stone» означает скорее «попытался ухватиться за камень», чем «повисел, но потом сорвался». В конце концов, висеть на каменной кромке с балрогом на ногах — развлечение скорее для героя мультфильма, чем для живого человека.

Так вот, все эти приколы — если воспринимать их не как приколы, а как режиссерские находки, — плохи именно тем, что мгновенно убивают «вторичную веру», грубо выбрасывая захваченного действием зрителя в реальный мир и заставляя наблюдать за происходящим со стороны, с ироничной усмешкой взрослого человека, смотрящего детскую сказку (а любой знает, что для нормального восприятия произведений Толкина подобное отношение просто-таки противопоказано). Если с сокращениями довольно легко смириться (хотя и вздрагиваешь невольно, когда хоббиты после парома вдруг сразу попадают в Бри; но то, как они перепуганно озираются, видя вокруг себя столько Громадин сразу — и колесо тележное выше головы! — заставляет немедленно включиться обратно в действие), почти во всех случаях, когда Питер Джексон вместо чего-то толкиновского вставляет что-то свое, это отнюдь не идет на пользу ни сюжету, ни зрительскому восприятию. Почти во всех — потому что в самом первом случае «режиссерская находка» как раз удачна. Во время праздника у Бильбо двое юных хоббитцев (естественно, это были Пиппин и Мерри) сперли с повозки волшебника САМУЮ БОЛЬШУЮ ракету, залезли в один из шатров и там ее запустили (снеся, разумеется, шатер нахрен). Так что знаменитый дракон (и вправду роскошный!) был запущен не Гэндальфом, а двумя мелкими хулиганами. Вот тут — верю. С них станется. А остальное…

Пешему хоббиту на ровной прямой дороге удается убежать от конного назгула. Бац! Не верю. Очень впечатляющее зрелище, но — не верю.

К Арагорну в полевых условиях подходит со спины кто-то (да пусть даже и Арвен), обнажает меч, приставляет клинок ему к горлу — и только тут он спохватывается. Бац! Опять не верю. Как ни бесшумно ходят эльфы — Следопыт такие вещи чует не слухом.

Пещерный тролль тыкает Фродо в грудь копьем. С размаху. И Фродо потом еще куда-то бежит! Да там уже бежать-то нечему. Там под кольчужкой — множественные переломы ребер и повреждения внутренних органов, не совместимые с жизнью. Кровавая лепешка в кольчужной сеточке. Толкин-то в таких вещах тоже, по идее, не особо разбирался, однако же у него копье мечут издалека, и мечет его не тролль пятиметровый, а всего-навсего орк.

Сарумановы орки валят деревья следующим образом: привязывают к макушке много-много веревок и выдирают дерево с корнем. Вековое дерево — с корнем! Очень впечатляюще смотрится. Но тот, кто это придумал, вряд ли хоть раз пытался выдрать с корнем хотя бы пырей. Попробовал бы — задумался бы, станут ли орки, которые в технических вопросах очень даже не дураки, так развлекаться. Или предпочтут по старинке, пилой. И не забудут обрубить сучья, прежде чем тащить в Изенгард. А то в фильме деревья в крепость так и прибывают — целиком, со всеми корнями, ветвями и листьями.

После трех-четырех таких «бац!» усталая вторичная вера говорит: «Слышь, хозяин, я лучше пока пойду посплю. Не вздумай будить». И ты остаешься наблюдать за происходящим из своего первичного мира. Вряд ли это тот эффект, на который рассчитывал режиссер…

С уважением,
Кот Камышовый.