Журнал Premiere: Рецензия на «Братство кольца» · Рецензии, обзоры и критика · За кулисами трилогии «Властелин колец»

За кулисами трилогии «Властелин колец»




Журнал Premiere: Рецензия на «Братство кольца»

(Рецензии, обзоры и критика)

К счастью, снятое новозеландцем Питером Джексоном «Братство Кольца» — не только выставка самых продвинутых достижений кинотехники электронной эры, как можно было бы предположить. Ему удалось передать запредельный, почти библейский дух толкиеновского транс-мифа. Это «больше, чем кино» — несколько надменное, пылающее холодными страстями сверхкино, которому порадовались бы, наверно, Ницше и Вагнер. Оксфордский визионер, сочинитель, лингвист и перфекционист Толкиен, создатель литературной Вселенной, где обитают хоббиты, эльфы и орки, получил в лице Джексона свое кинематографическое alter ego. Хочется сказать, зеркально-адекватное, но страшно — ведь затуркают фанаты-толкиенисты, ревниво оберегающие неприкосновенность своего кумира. Экранные сражения хоббита Фродо (Вуд) и его разношерстной команды с величественными и многоликими силами зла, домогающимися главного Кольца, завораживают. Как и должно быть в хорошем кино, есть несколько уровней восприятия, в том числе — и для самого искушенного глаза. Мир фильма отсылает к высотам изобразительного искусства. Батальные сцены эпичны, как иллюстрации Доре, пейзажи романтичны, как картины Каспара Давида Фридриха, нечисть свирепа и множественна, как на средневековых фресках Страшного суда, а композиционно отдельные кадры поспорят с графической метафорикой Эшера. Если же отбросить культурную рефлексию, то кажется, что Средиземье в визуальной топографии Джексона — страна наших самых кошмарных снов. Формальное нанизывание даже самых эффектных атракционов прискучило бы уже через полчаса. Выдержать почти три часа без томления в кресле помогает психологическая наполненность действия. Актеры подобраны точно, и трудно отдать кому-то предпочтение. Идеологию борьбы за Кольцо они пропустили через себя с маниакальной серьезностью неофитов. В новом для себя амплуа выступили неземные создания Лив Тайлер (принцесса Арвен) и Кейт Бланшетт (Галадриэль), мужественный супергерой Вигго Мортенсена (Арагорн), и, конечно же, волшебник Гэндальф. Его виртуозно воплотил Иен Маккелен, актер, которому по силам играть и богов, и монстров. Он даже отодвигает на второй план Фродо-Вуда. Под тонной грима и накладных волос волшебника искрой сумасшедшинки светятся теплые, чуть ироничные глаза сэра Иена, и ты понимаешь, что сказка — это неудержимый соблазн для взрослых людей поверить хоть ненадолго в истинность снов и фантазий.

Олег Сулькин