За кулисами трилогии «Властелин колец»




Premiere, № 44, февраль 2002: Разные материалы о фильме

(Статьи)

Толково
Борьба добра и зла! Порабощающая природа власти! Мохнатые пятки!

ОДНИМ ХОББИТЫ НРАВЯТСЯ, А ДРУГИМ НЕТ. А НЕКОТОРЫЕ ВООБЩЕ ПРО ХОББИТОВ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ, А ХОТЕЛИ БЫ ЗНАТЬ — НО НЕ У ВСЕХ ЖЕ ЕСТЬ ПОД РУКОЙ КНИГА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ». ФИЛЬМ ПИТЕРА ДЖЕКСОНА, РЕЖИССЕРА И ХОББИТА, В РАВНОЙ СТЕПЕНИ НУЖЕН И ТЕМ, И ДРУГИМ, И ТРЕТЬИМ. ЧТОБ РАЗЪЕДИНИТЬ ИХ ВСЕХ, ЧТОБ ЛИШИТЬ ИХ ВОЛИ И ОБЪЕДИНИТЬ ВОВЕК В ИХ ЗЕМНОЙ ЮДОЛИ
возьми в толк
НЕКОТОРЫЕ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ, НО ФИЛЬМ «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» СНЯТ ПО ДОВОЛЬНО ИЗВЕСТНОЙ КНИГЕ ОДНОГО АНГЛИЙСКОГО ФИЛОЛОГА. ЕСЛИ ВЫ ЕЕ НЕ ЧИТАЛИ, ТО, ПРИДЯ В КИНО, РИСКУЕТЕ НИЧЕГО НЕ ПОНЯТЬ И НАВЛЕЧЬ НА СЕБЯ ГНЕВ ПОНИМАЮЩЕЙ ЧАСТИ АУДИТОРИИ, ПОСТОЯННО ЗАДАВАЯ ДУРАЦКИЕ ВОПРОСЫ. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ В ГЛУПОМ ПОЛОЖЕНИИ, ВОСПОЛЬЗУЙТЕЛЬ НАШИМ КРАТКИМ ТОЛКОВАТЕЛЕМ
ОСНОВНЫХ ТОЛКИЕНОВСКИХ ПОНЯТИЙ, ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ЭКРАНЕ

КРАТКИЙ ТОЛКОВАТЕЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ТОЛКИЕНИСТА

ЖЕНЩИНЫ — существа ирреальные и иллюзорные, встречаются крайне редко. Толкиен сочинял свои истории для собственных сыновей, а они были в том возрасте, когда хоббиты (см.) интересуют значительно больше девушек. В «Братстве Кольца» женских образов три. Создатели фильма обошлись с ними нехорошо: золотоволосую владычицу Галадриэль, у которой мудрость в глазах светится, сыграла специалистка по неустроенным женским судьбам Кейт Бланшетт, хрупкую эльфийку неземной красоты, которая в книге появляется один раз, — большая лолита Лив Тайлер. А речную царевну и вовсе убрали.

ЗЛО, абсолютное — присутствует в Средиземье (см.) изначально. 3. у Толкиена очень конкретно, имеет четкую программу и географию. Локализовано в стране Мордор, находящейся на юго-востоке. Воплощается во Властелине Колец (см). В ближайших планах 3. — захват власти над всем миром.

КОЛЬЦА, магические — 20 шт. Были изготовлены эльфами (см.), обманутыми Властелином К. Три К. предназначались эльфам, семь — гномам, девять — людям и одно, подчиняющее всех остальных К. Всевластья, было выковано лично Властелином К. для управления миром. К. различаются между собой драгоценными камнями, и только К. Всевластья абсолютно гладкое. К. Всевластья обладает разумом и внушает владельцу сильную страсть, превращая его в раба Властелина К. К. Всевластья невозможно уничтожить — оно плавится только в недрах роковой горы Ородруин.

НОРА, хоббичья; она же СМИАЛ — издревле является местом обитания хоббитов (см.), домоседов по природе. Некоторые из них предпочитают дома, однако истинные хоббиты живут только в Н. Н. отличается круглыми дверями и окнами. Чистая и аккуратная Н. — визитная карточка хоббита.

ПРОФЕССОР — принятая среди последователей кодовая кличка Джона Рональда Руэла Толкиена. П. действительно являлся профессором ’• Оксфорда, специалистом по английской литературе. Парадоксально, но довольно большая часть толкиенистов на дух не переносит П., считая, что на самом деле все было не так, и предлагая свои версии событий.

СЕРЫЙ — титул волшебника Гэндальфа. С., входящий в Совет Мудрых, — главное воплощение светлых сил. С. — незаменимый помощник хоббитов (см.), Друг эльфов (см.), величайший маг и воин. Выполняет роль предводителя экспедиции по уничтожению Кольца Всевластья. Очень стар и очень влиятелен. Природа и происхождение С. таинственны, но явно божественны.

СРЕДИЗЕМЬЕ — некий континент, т.н. «Европа Толкиена». Место действия «Властелина Колец», а также двух других книг Профессора (см.). Население С. состоит из эльфов (см.), гномов, хоббитов (см.), орков, людей и пр. Карту С. можно приобрести в любом книжном магазине, она изображена на фронтисписе «Властелина Колец».

ХОББИТЫ — существа ростом менее чем в половину человеческого. Проживают в Хоббитании, в норах (см.). Обладают кудрями, не обладают бородой и ботинками. Носят яркие жилеты, преимущественно желтых и зеленых цветов. Характер имеют, в основном, веселый и добродушный. Обычно не отличаются ни мудростью, ни доблестью. Боятся воды.

ЭЛЬФЫ, ДИВНЫЙ НАРОД — похожи на людей, но значительно лучше. Э. — древнейшие существа; как правило, вечно юные и очень красивые. Держатся обособленно, с представителями других народов общаются неохотно. Владеют абсолютными знаниями. Учредили почетное звание «Друг Э.», носителю которого всячески помогают. Условно бессмертны — убить Э. способно лишь нечто сверхъестественное.

АВТОР — МУР СОБОЛЕВА

Властелины

ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО РЕЖИССЕР ПИТЕР ДЖЕКСОН И АКТЕР ЭЛАЙДЖА ВУД —
НАСТОЯЩИЕ ХОББИТЫ. ОНИ ТАКИМИ РОДИЛИСЬ

Когда компания New Line Cinema объявила, что назначает Фродо Бэггинсом (он же Торбинс, он же Сумкинс) Элайджу Вуда, многие не могли понять: почему? Подразумевалось, что роль отдадут актеру с именем. А зачем, спрашивается, с именем, если есть вот такой Элайджа — полтора метра ростом, с распахнутыми в вечном удивлении глазищами и репутацией голливудской надежды? Стопроцентный хоббит, без дураков. Скорее уж на загадку тянет появление новозеландца Питера, Джексона в режиссерском кресле. Не самому знаменитому автору изящного инди-фильма «Небесные создания» и провалившихся в большом прокате «Страшил» доверяют «Властелина Колец» и 300 млн. долларов, отправляя в многотрудную экспедицию на 15 месяцев. Объяснение здесь может быть одно: Джексон тоже вылитый хоббит. Несмотря на это, им обоим, Вуду и Джексону, есть кого опасаться, а именно — грозной армии фанатов Толкиена, где постаревшие «дети цветов» сомкнули ряды с тинами, рыскающими по фэнтези-сайтам в сети.

ХОББИТ ВУД
«Не могу сказать, что я обрадовался, когда был утвержден», — признается Вуд, и ведь не кокетничает. Какая уж там радость, если любой твой шаг, вздох или жест тут же хором комментируют 400 миллионов «кликающих» компьютерных «мышей». Страшно представить, что было бы, если бы монстры-толкиенисты разнюхали, что Элайджа в Толкиене вообще не рубит, ни одной строчки до съемок не прочел. Хотя теперь в интервью как ни в чем ни бывало лепит, что трилогия-де занимает в его жизни серьезное место и он-де ее еще в 9 лет одолел. «Ну и что они с тобой сделают, когда узнают правду?» — «Они меня на куски разорвут», — беспечно улыбается Элайджа. (В других интервью Вуд всегда признавался, что до съемок читал только «Хоббита»)

Вуд в кино с малолетства, но в нем нет ничего от вундеркинда-актера: не любит тусоваться на студийных вечеринках, не спешит втереться в доверие к нужным людям, а блокбастеру всегда готов предпочесть скромный проект, если тот его, конечно, чем-то зацепит. Элайджа родом из городка Седар Рэпидс, что в штате Айова. Сейчас ему 20, перед камерой впервые очутился в 7 — правда, камера была фотографической: он позировал для модных съемок. Инициативу тогда проявила мама, а потом подключился школьный совет — отправил его на прослушивание в Лос-Анджелес, где он впервые увидел пальмы и где его довольно быстро приметил агент, чья специальность — поиск юных талантов. Вслед за Элайджей в Лос-Анджелес подтянулась семья: мама Дебби, старший брат Зак, младшая сестренка Ханна. Кроме Вуда-отца, который, по словам сына, «остался дома, в Айове, стеречь барахло». Очень скоро голубоглазый мальчишка замелькал повсюду: в телерекламе, в клипе Полы Абдул, затем — в «Авалоне», в «Вечно молодом», в «Хорошем сыне». Он и сам хороший сын: любит маму, а та поддерживает его во всем и, хоть и маячит постоянно на съемочной площадке, не в свое дело не лезет. Да, а как там папа, по-прежнему стережет дом в Айове? «Не будем об этом говорить. Меня вырастила мама, она для меня и мама и папа». Строгий молодой человек. Но при этом очень непосредственный. Кино обожает, и если какой фильм приводит его в восхищение, то готов все ладоши отбить, как на премьере «Крадущегося тигра». И будет вам горячо доказывать, что «люди должны выкладывать денежки вот за такое кино, а не за всякую дрянь вроде «Перл-Харбора». Ну-ну, ценитель искусства, а зачем сам соглашался на «Флиппера»? Ответ обезоруживает: «А если бы тебе предложили три месяца купаться с дельфинами, ты бы упустил такую возможность, а?» Он не только с дельфинами купался, но и сталкивался нос к носу с незнакомым взрослым миром в «Ледяном шторме», противостоял всемирной катастрофе в «Столкновении с бездной», уносил ноги в «Факультете», решал расовые проблемы в «Черном и белом». Теперь он хоббит.

ХОББИТ ДЖЕКСОН
В 1992-м, когда Питер Джексон заканчивал в Веллингтоне «Небесные создания», в его распоряжении был один-единственный компьютер — на нем он и создал собственноручно все спецэффекты. Джексон отдавал себе отчет в том, что скромные задачи таким кустарным способом решать можно, а задачи покруче — увы. Осознав это, он основал компанию Weta Ltd. Для начала спецэффекты от Weta украсили его собственных «Страшил», а потом и «Контакт» Роберта Земекиса. Но лишь на «Властелине Колец» компания развернулась как следует. Под неодобрительными взглядами из Австралии, где Джордж Лукас снимал очередной эпизод «Звездных войн». Между двумя фэнтези-проектами тоже шла настоящая война звездных честолюбий. Ведь с самого начала Лукас предлагал Джексону воспользоваться услугами его, Лукаса, собственной компании Industrial Light&Magic. Джексон, разумеется, отказался: зачем ему чужое, когда свое есть, и оно устраивает? Обидевшись, Лукас упрекнул коллегу в скаредности — меж тем, если о чем и может идти речь, так это о здравомыслии: Weta способна создавать спецэффекты не хуже за куда меньшие деньги. (недавно мы опубликовали перевод интервью с Джексоном, где он отрицает существование какой-либо вражды между ним и Лукасом, наоборот, компания Лукаса по спецэффектам даже помогла его ребятам вначале! — Н.)

Wing Nut Films, другая компания Джексона, взялась за обеспечение рабочего процесса. И поставила дело самым разумным образом: все службы — от визажистов до монтажной — находились на расстоянии вытянутой руки от площадки. Съемочная группа числом 300 человек, десятки специалистов по спецэффектам — эта пестрая толпа, высадившись в Веллингтоне, превратила провинциальный городок в шумный трудовой лагерь. «Зачем мне оставлять Шир в угоду Мордору?» — задавал риторический вопрос Джексон, вворачивая толкиеновские словечки. Действительно, ему ни к чему Штаты с их Голливудом — ведь есть Новая Зеландия, идеальная страна Шир, которая защищена от проникновения внешнего зла.
Стало быть. Новая Зеландия — это Шир, а Джексон тогда — повелитель хоббитов. Этот добродушный человек, босиком разгуливающий по съемочной площадке, получил высочайший кредит доверия от Фродо-Элайджи: «Питер вызывает у меня смешанные чувства — детское восхищение и благоговейное почтение разом. Вроде бы тих, спокоен, учтив, а сам весь кипит и других заражает. Иной раз — просто ребенок, который забрался в кондитерскую лавку и чуть не визжит от удовольствия». Джексон относится к Элайдже с не меньшим уважением: «Этот мальчик способен на самые невероятные вещи. Помню, на съемках сцены в городе Бри, населенном зловещими великанами, я окончательно понял, что не ошибся: Вуд — лучший Фродо, какого только можно себе представить. Он вел себя в Бри как самый настоящий хоббит». Режиссер, чья фантазия кормилась миллионами от New Line Cinema, разошелся не на шутку. По его указанию было сконструировано 200 тысяч компьютерных персонажей. А уж о таких безделках, как несметное число специальных костюмов для хоббитов, тысячи единиц сказочного оружия и дюжины муляжных волосатых ступней и ушей, даже и упоминать не стоит.

БРАТСТВО ХОББИТОВ
«Братство Кольца» проложит дорогу «Двум башням» и «Возвращению Короля». Не подумывает ли Джексон о приквеле трилогии «Хоббите»? Вуд задал ему этот вопрос. Джексон сказал, что на его вкус «Хоббит» не слишком кинематографичен. А сам Элайджа — он готов? Вуд отвечает, не задумываясь: «Нет. Я больше не хочу играть Фродо. Мы сделали свое дело — превратили величайшую фантазию в реальный мир. И хватит на этом».