За кулисами трилогии «Властелин колец»




Политкорректность в Средиземье

(Майкл Мартинез, Статьи)

Я ничего не знаю о расовых вопросах в Новой Зеландии. Питер Джексон новозеландец. Я читал, что маори не всегда были в хороших отношениях с европейцами, которые колонизировали Новую Зеландию, поэтому предполагаю, что в Тихом Океане есть своя история противостояния и напряженности между жителями европейского происхождения и жителями полинизийского происхождения.

Почему же меня должно волновать, есть ли расовая напряженность в Новой Зеландии? Потому что Джордж Лукас, видимо, обратил внимания на заботы людей, которые разглядели нелестные расовые стереотипы в изображении трех чуждых рас в «Звездных войнах, Эпизоде 1: Призрачная угроза»,

Нимойдиане (те, кто создали злую Торговую Федерацию) имели трудно различимые акценты (кто-то думает, что это азиатские акценты, кто-то — что восточно-европейские). Пресса, похоже, предпочла идею, что «Нимойдиане изображают всех азиатов как зло».

Джа Джа Бинкс, амфибия, которая дружит с рыцарями-джедаями Квай-Гон Джинном и Оби-Ваном Кеноби, говорит с «ямайским акцентов», и из-за своей «подчиненности» рыцарям воспринимается в качестве стереотипа черных рабов (кроме того, что он на самом деле не служит никому, пока не становится командующий генералом армии, которая сражается со злой Восточно Европейской … то есть, азиатской армией роботов).

И затем там есть Ватто, средневосточный торговец оружием — то есть, джанкдилер на Таттуине. Кто-то говорит, что он стереотип еврейского купца, другие говорят, что он похож на араба (а борода вроде бы напоминает людям о Яссере Арафате). Очевидно эти востроглазые наблюдатели нелестных расовых стереотипов никогда не тратили время на разговоры с владельцами маленьких независимых бензозаправок на юге Соединенных Штатов (где я вырос, и старики говорили как Ватто, и трепались не меньше его, даже если если вам нужно было узнать только, как проехать в соседний город).

Лукас объявил, что в целях избежать оскорбления людей с расовыми стереотипами, он добавит две новые этнические группы ко вселенной «Звездных войн» (помяните мое слово — все это коснется и Питера Джексона, обещаю) — «коренного американца с могучей духовной силой» и «азиата, возможно мастера боевых искусств»…. [Эта статья, как отмечает сам автор, Майкл Мартинез, была написана еще до появления официального ответа компании Lucasfilm на эту статью, где они опровергают все слухи о появлении подобных персонажей во Вселенной Звездных войн, и говорят о том, что выбирают актеров только из-за их способностей, а совсем не из-за цвета кожи или национальности. Оригинал статьи можно прочесть здесь http://www.starwars.com/episode-i/news/2000/06/news2a.html]

В общем, все эти разговоры о расизме в «Звездных войнах» приводят на ум «Властелин колец». Да, есть люди, которые находят книгу расистской. Толкин — который рос сиротой под руководством строгого католического священника — воспринимается некоторыми людьми как махровый расист, » он был человеком своего времени«, говорят они. Его «временем» был ХХ век, и он жил во время двух мировых войн и 1960-х. Его первым воспоминанием о Рождестве были «ослепительное солнце, задернутые занавески и поникнувший эвкалипт» (Письма, № 163). Согласно биографу толкину, маленький Рональд был укушен тарантулом, и его няня высосала яд, но все, что Толкин помнил об этом событии, был бег через высокую траву.

В противоположность идеям некоторых людей, на Толкина, похоже, не очень повлияла его жизнь в Южной Африке. Он уехал, когда ему было три года, вряд ли это тот возраст, когда начинают попирать человеческие права, подражая расизму своих родителей. Самый яркий образ в историях Толкина, который вызывает что-то из его воспоминаний это «жара юга» и огромные, ядовитые пауки, хотя Хамфри Карпентер сообщает, что Толкин по-настоящему не вспоминал о тарантуле.

Тем не менее, кто-то осмеливается утверждать, что Толкин был травмирован случаем, когда слуга семьи взял его однажды к каким-то своим родственникам. Толкин никогда не упоминает это событие ни в одном из своих писем. Он был гораздо глубже потрясен смертью матерью и Второй Мировой Войной (оба из которых он упоминал). А ведь если бы Толкин, который выражал такое сильное неодобрение его белыми соотечественниками англичанами, был расположен считать себя этнически выше, чем чернокожие, он бы упомянул об этом хотя бы однажды в своей жизни, и возможно даже прибегнул бы к своему резковатому юмору в своей корреспонденции. Вместо этого, нам сообщаются его взгляды на орков в британской армии.

Чтобы не класть все яйца в одну корзину, адвокаты про-расизма спорят о том, не был ли Толкин также антисемитом (в конце концов, он же был католиком, а все знают, что народ в Европе праздно стоял, пока евреев убивали). Этот миф легче подвергнуть осмеянию, цитируя несколько фактов, включая одно из писем самого Толкина. Следует вспомнить, что пока евреи, которые спасались бегством из Европы, пытались предупредить мир о том, что происходит, не было никакого реального способа ни для кого остановить резню в лагерях, не начиная масштабной войны. А когда масштабная война все-таки случилась, потребовалось несколько лет, чтобы выиграть эту войну. Один из моих дедушек прослужил пять кампаний в той войне. Он был с отрядом, который взял один из лагерей смерти. Моя бабушка говорила, что этот опыт оказал огромное влияние на него. Он не имел представления о том, что происходило за линиями боев. Мало кто знал о том, что происходит. В Холокосте не были виновны люди, которые воевали и истекали кровью, чтобы ему и другим злодеяниям, связанным с ним, был положен конец.

И Толкин, когда его попросили установить свою «чистую» кровь для нацистов до того, как разразилась война, чтобы они одобрили перевод «Хоббита», послал два письма своему издателю для передачи им. Одно из писем сохранилось, и в нем Толкин написал:

«Спасибо за ваше письмо… сожалею, но мне не совсем понятно, что вы имеете в виду под словом «арийский». Я не арийского происхождения, то есть не индо-иранского; насколько я знаю, ни один из моих предков не говорил на хиндустани, персидском, цыганском или любом другом родственном диалекте. Но если вы спрашиваете, не еврейского ли я происхождения, я могу только ответить, что, к сожалению, у меня нет предков среди этого одаренного народа… Письма, № 30)

Что ж, если Толкин был «человеком своего времени», его время было гораздо более либеральным в своих воззрениях, чем, возможно, ныне. Конечно, много людей, которые утверждают так, являются, как и я, американцами. На нас оказало сильное влияние наше недавнее прошлое… такое сильное, что кое-кто пытается похоронить наш позор. Я не уверен, чего я должен стыдиться. Я не происхожу из богатой аристократической южной семьи, но у моей семьи были черные служанки, когда я был ребенком. Я не помню, чтобы они пользовались отдельными входами или туалетами, и одна из них брала меня с собой к ней домой время от времени. У меня есть яркое воспоминание о том, как мы смотрели с ней фильм о ребенке, который упал в колодец. Она очень переживала. Я был просто напуган вероятностью упасть в колодец (а что еще можно ожидать от трехлетнего ребенка?)

У Соединенных Штатов определенно были расово напряженные моменты. Я знаю о движении за гражданские права, даже если я слишком молод, чтобы маршировать вместе с Кингом. Я действительно ходил в школы, где школьные автобусы привозили детей разных рас, специально, чтобы смешивать расы в школе.. Я встречал в колледже людей, которые занимали активную позицию в вопросах о гражданских правах. Я также встречал много людей различного этнического происхождения, которые просто жили. И мне отказывали в обслуживании в «белом» ресторане, и мне приходилось слушать «деревенщину», распространяющуюся о том, какие идиоты мексиканцы, и от меня ожидали идеального испанского, даже не смотря на то, что я вырос с английской речью, и посещал английские школы, потому что я жил только в английских общинах, где никто никогда не говорил по-испански. Я люблю своего отца, но я думаю, что он говорит со смешным акцентом. Однако я и сам звучу странно — с моим южным выговором и всем прочим.

Так что у меня нет проблем с «Властелином колец». Я не считаю Толкина расистом. Он никогда в своей жизни не пропагандировал превосходство одной этнической группы над другой (если только его восхищение евреями не означало, что он считал их невероятно одаренными по сравнению со способностями его собственных германских и английских предков). И его истории постоянно показывают, как «высшие расы» получают свое возмездие. Нуменорцы решают, что должны быть королями людей, и заканчивают тем, что тонут в море из-за своего высокомерия.

Дунэдайн Гондора думают, что их короли лишь могут иметь «чистую кровь», а затем ведут гражданскую войну, в которой «много лучшей крови» пролито (и потеряно), и в конечном результате их короли смешивают свою семейную линию. И люди говорят о полуорках. О, какое они ужасное зло. Эй, Толкин был уравнителен в вопросе межрасовых смешиваний. Если это можно было «хорошим парням», почему нельзя было «плохим»?

Но худшие обвинения те, в которых люди говорят, что Толкин натравил «хороших» бледнокожих на «плохих» темнкожих. Ключевые злодеи вроде Сарумана Белого почему-то никогда не присутствуют в их списке противных плохишей. («Но он был Майа!» — да, БЛЕДНОКОЖИЙ Майа). Грима Гнилоуст, Лотто Саквилль-Бэггинс и даже Тед Пескунс все «бледнокожие плохие парни». Им тоже случается предать свой собственный народ.

Далее, у вас есть хорошие темнокожие, но они каким-то образом никогда не упоминаются. Пока Денетор мрачно восседает в своей башни, потихоньку сходя с ума и делая все возможное, чтобы покончить с войной с Сауроном, темнокожий народ из гондорских отдаленных районов появляеся, чтобы защитить его древний город от бледнокожего повелителя Назгулов («Но он ПРИЗРАК!» — да, только вначале он был нуменорцем) и его разношерстной армии мультиэтнических солдатов.

Конечно, именно с армией Моргула пытаются набрать больше всего очков. «Посмотрите на всех черных людей в армии Саурона!» Черные? В армии Саурона. Толкин описал одну группу чернокожих воинов, и в начала он описал их как «из Дальнего Харада черные люди, похожие на полутроллей с белыми глазами и розовыми языками». В последнем варианте у черных людей не было белых глаз, а язык розовый у всех. Но быстро делаются логические выводы:

1) «Но черные люди изображаются с белыми глазами!» (Когда-нибудь видели старый вестерн, где темнокожие индейцы обращаются к белокожей кавалерии как к «белыми глазами»?) Эй, давайте не затемнять вопрос фактами. У всех глаза частично белые. Но Толкин не говорил, что у этих типов глаза были частично темные. Также он не говорил, что у них кудрявые волосы, или каки-либо другие черты черных африканских народов. В конце концов, он называет их «людьми-троллями». Почему же он предположил связь с троллями, созданиями фантазии, громадными, массивными и невероятно могучими? Мне говорили, что черные африканцы изображаются таким образом. Извините, но я никогда не видел, чтобы их так изображали (на самом деле, никто так и не смог сообщить мне цитату, но наверное, приняв во внимание огромное количество литературы, производимой нашим обществом, в этом что-то есть — но видел ли это Толкин когда-нибудь?)

2) «Но эти ребята пришли с юга!» Да, они пришли с юга. И народ, живущий в теплых регионах, склонен к обладанию темной кожей. Смешно, однако. Что, Толкин должен был изображать все южные народы Средиземья альбиносами или еще кем-то в этом роде?

Конечно, есть и другие люди, служающие Саурону, кожа которых менее темная, чем у «людей-троллей». Сэм видит одного такого вблизи, и когда смотрит на мертвого южного воина, он размышляет над тем, действительно ли этот человек злой, и не был ли он послан на войну против своей воли. Что ж, отрывок, где Сэм думает о мотивах мертвого южанина, не убеждают многих людей, что их выводы могут быть ложными. Они указывают на желтокожих истерлингов как дальнейшее доказательство толкиновского конфликта этнических стереотипов.

Только у Толкина нет желтокожих истерлингов. Есть несколько бледно-желтоватых полуорков, но это все, что можно обнаружить касательно азиатских черт (впрочем, Толкин однажды описал орков как испорченной форме монголоидной внешности, но он не подразумевал, что азиаты — это орки).

«Но они должны были быть желтокожими — они же живут на востоке!»

Ага, вот вам и логика. Всякий, живущий на востоке, должен походить на азиата. Выходит, все европейцы похожи на азиатов, потому что они точно живут к востоку от меня, американца! Толкин описал одну группу истерлингов. «Не высокие, но крепкие и беспощадные… Бородатые, как гномы, машущие огромными топорами. Из дикой страны на Востоки пришли они…» Этих людей (часть армии, которая захватывает Каир Андрос и блокирует дорогу против Рохиррим) иногда называют полугномами, хотя Толкин не использует этот термин. Они воспринимаются не как азиатский народ, но другая, вымышленная раса, похожая на тех полутроллей, которые появляются позжа в «Битве на Пелленорских полях».

Где все азиаты? Толкин явно явно не распространяется много о цвете коже, или разрезе глаз, или свойствах волос, или каких-либо еще обычных стереотипах этнических групп. Кто-то из южан похож на арабские народы (верхом на лошадях, одетые в алое, как будто из старых «пустанных арабских» фильмов из 1940-х или 1950-х годов), а некоторые похожи на индусов (из Индии — верхом на Олифантах, и т.д.) А многие интересовались, не являются ли Варяги из Кханда перебежчиками из Северян (термин «Варяги» использовался для викингов, служивших в византийских армиях).

Что ж, индусы являются азиатами, но они не являются монголами, или турками, или гуннами, или каким-либо еще азиатским стереотипом, которого мы видим появляющимся из степей в фильмах и исторических книгах (но не в тех фильмах, которые действительно были верны истории, имейте в виду). И если связывать варягов Кханда с викингами, тогда вполне можно сказать, что этих следуют считать белыми, служащими Врагу.

Так каким же образом это касается Питера Джексона? Он делает фильм об этой книге, которую некоторые американцы считают расистской. Хотя сама книга говорит о расизме разными способами (некоторые из них тонкие, другие не так уж тонки), есть еще люди, готовые спроецировать сегодняшние стереотипы на толкиновских общих «вражеских солдат». Враг обычно безличен для солдата. История рассказывается от лица солдат, которые защищают Гондор и другие «свободные» земли. Саурон пытается поработить волю людей и эльфов. Вот в чем смысл всей этой возни вокруг кольца власти. Когда Кольцо уничтожается и власть отбирается у Саурона навсегда, он теряет возможность поработить волю своих слуг.

А что происходит затем? Вся стая разваливается. Маленькая наскоро собранная шеститысячная армия Арагорна разделывается с армией по крайней мере в десять раз больше. Это впечатляет, но вместо того, чтобы провозгласить наступление дунаданского фашизма, эта битва обазначает впервые за столетий, что множество народов были освобождены из-под контроля Саурона. И даже Гэндальф — белокожий Майа, который умирает, отправляется в рай, а потом возвращается — боится Кольца Саурона, чего уж стыдиться народам, которые были под властью хозяина Кольца сотни лет. И Арагорн знает это. Он щадит их и позволяет своим бывшим врагам отправиться домой. Когда-нибудь снова будут идти войны, но те войны будут вестись в результате обычных человеческих причин, а не для того, чтобы распространить власть Саурона над миром.

Тем не менее, приведя все эти явные доказательства того, что книга Толкина не защищает расовое превосходство (а я коснулся лишь поверхности этого вопроса), кто-то еще осмеливается спросить: «Питер Джексон покажет, как белые люди сражаются с черными людьми?»

Похоже, это серьезно заботит некоторые людей. Было бы, наверное, нормально, если бы Джексон (новозеландец, вы помните) должен был сделать фильм о том, как европейцы сражались с полинезийцами. В конце концов, в США живут не очень много полинезийцев. Мы делали ужасные вещи с полинезийскими народами, но не страдаем от их прошлых страданияй. Не особенно.

И не кто не протестует против фильма «Зулусы». Это замечательный фильм, как мне кажется. Он показывает битву между белыми людьми и черными, но он не о том, как белые пытаются унизить черных. Скорее, он о схватке двух могучих держав. Битва, изображенная в фильме, возможно, не фигурирует в верху списка поворотных моментов в истории, но это было свидетельство о том, против чего боролись зулусы. Они в концов концов распустили свои армии, потому что поняли, что не могут уничтожить Британскую империю. Зулусы были умными, храбрыми войнами, и у них были профессиональные солдаты, генаралы и эффективная военная стратегия, сделавшая их великой державой на многие поколения. У них просто не было технологии и промышленности, которая была у британцев для поддержки их армий.

Печально, но я не думают, что на битвы во «Властелине колец» будут смотреть также. И это потому, что эта книга — это художественный вымысел, а не историческая книга. Толкин пытался представить вымышленную историю. Его псевдо-история такая детальная, что можно обнаружить все виды правдоподобных примеров извращения и крушения приципов основателей Нуменора и Гондора (и других наций). Но люди не смотрят так глубоко. Они создали себе на страницах толкинской прозы видимость этнических стереотипов и не представляют, как кто-то может в самом деле пытаться показать битвы, не исправляя как-то предполагаемую политическую некорректность.

Если Питеру Джексону на самом деле придется обратиться к моральным дилеммам, интересно, как мы, сверчувствительные американцы, удивимся результату? Джордж Лукас американец. Он вырос в Соединенных Штатах. Он знает наши заботы, наши проблемы, наши слабые места. Если он захочет каким-то образом ответить на них, это его дело. Но Джексон происходит не из этой страны, и он не экранизирует американскую сказку о морали — он экранизирует творение британской фэнтези, книгу, которая не была написана фоне рабства в Соединенных Штатах (Британия отказалась предоставить помощь Конфедерации из-за рабства), которая не была написана на фоне движения за гражданские права (на самом деле, американское движение только начиналось, когда «Властелин колец» был опубликован) и которая не изображает американское общество или американские ценности.

Я вполне ожидаю от людей, что они повесят Питера Джексона за его «политическую некорректность». Некоторые уже заранее готовятся к линчеванию. Но полная абсурдность этой идеи просто заставляет меня удивляться, а чего эти люди надеются достигнуть. Поэтому мне интересно, не играет ли Лукас с американской сверхчувствительностью, когда объявляет, что добавит «сильного, духовного» коренного американца ко Вселенной Звездных Войн. Надеюсь, мы не услышим подобных заявлений, исходящих из Новой Зеландии.