За кулисами трилогии «Властелин колец»




Об одном дне съемок ВК (11.06.1999)

(Джон Форд для "E! Online")

Самый знаменитый кино-проект нового тысячелетия также окутан самой плотной завесой секретности. С тех пор, как в октябре 1999-го начались съемки, никто из актеров и команды не давал интервью, и никого из журналистов не пускали на съемки. До этого момента.

Е! Online получила эксклюзивный допуск на новозеландские съемочные площадки трех-фильмовой эпопеи Джексона. Каждый месяц, до тех пор, пока первый фильм не выйдет на экраны в декабре 2001-го, наша колонка «На съемках» будет освещать различные аспекты работы над этим проектом.

В этом месяце: наш проверенный веллингтонский корреспондент пробирается через густые леса, утопает в грязи на диких тропах, и марширует с армией гоблинов, чобы провесwти день среди хоббитов, и кинозвезд, на слабо затронутом цивилизацией Южном Острове Новой Зеландии.

11-е декабря, 1999

7:30 утра. После ухабистого перелета над живописными снежными пиками, бескрайними сосновыми лесами и буйными реками, я прилетаю в крошечный квинстаунский аэропорт и отправляюсь в полуторачасовой путь на машине на съемочную площадку «Властелина Колец» в месте под названием «Paradize», в дебрях национального парка. Это идеальное толкиеновское место: дикое, прекрасное, труднодоступное. Недавние наводнения размыли дорогу, но к счастью, мы едем на мощной машине с грязевой защитой.

8:10 утра. Мы останавливаемся на опушке леса, где служитель в шортах (в Новой Зеландии сейчас разгар лета) и с лэптопом охраняет съемочную площадку с декорациями. Это лестница, ведущая на платформу, гигантская статуя крылатого чудовиха, сделанная из полистерона, но покрашенная под цвет замшелого камня. Вчера Джексон отснял здесь часть битвы на Амон Хене, с сотней Урук-хай и с главными героями. Днем было так жарко, что статистам, играющим Урак-Хай, поддували холодный воздух под костюмы в перерывах между дублями. Любопытно, что большинство статистов-уруков — женщины, так они лучше переносят жаркие, тяжелые доспехи и грим. Вот так то, вперед, девушки!

8:35 утра. Мы проезжаем через деревню Гленгоблинхи, на главную базу (где стоят актерские и пр. вагончики), и дальше в горы. Меня кратко представляют Джексону, который сидит задумавшись в большом шезлонге под тентом на площадке 1А, где команда готовит съемочную аппаратуру.

8:37 утра. Густой полог деревьев прикрывает нас от утреннего дождя. На вырубке, съемочная группа работает над сценой, где членов Братства преследуют гоблины в лесах Лориэна. Это сцена без диалогов, с кучей массовки и ведрами грязи. Два гигантских древесных ствола, сделанных и раскрашенного полистерона, стоят по бокам площадки — позже герои «вскарабкаются» на эти деревья. (с помощью спецэффектов от WЕТА). Так как леса Лориэна у Толкиена покрыты золотой листвой, декораторы разбросали по земле тысячи листьев, покрытых золоченой краской. Так как это происходит в национальном парке со строгими законами по охране природы, они должны будут подобрать каждый листик после завершения съемок. Кому-то предстоит поработать граблями…

9:23 утра. Изготовленные на заказ доспехи гоблинов приносят на площадку. Луки, стрелы с черным оперением, алебарды и ребристые щиты были отлиты из пластика и покрашены вручную. Работник подгоняет гоблинскую маску с помощью плоскогубцев, затем примеряет — удобно ли. Эта маска — без ушей, с черными глазными провалами и пепельной, с влажным блеском, кожей, маска выглядит реалистично, но жутко и потусторонне.

10:30 утра. Приезжают «невысоклики». Они дублируют хоббитов, которые должны выглядеть короче людей и эльфов, в сценах без диалогов и крупных планов. Каждый невысоклик носит уменьшенный хоббитский костюм, маску дублируемого персонажа, и конечно, шерстяные накладные ноги. Большинство невысокликов — профессиональные актеры из Индии. В своих масках они неотличимы от своих полномасшабных персонажей, только они гораздо меньше.

10:45 утра. Приезжает Орландо Блум, молодой британский актер, играющий гнома Леголаса [ну никак не могут без ляпов!] и фотографирует кресла с именами актеров [хоть убей, не понимаю зачем, очень странная фраза]. Ростом под 180 см, он просто идеальный эльф: высокий, изящный и со стройными ногами, подобных которым не было со времен «Робин Гуда: мужиков в чулках» [«Robin Hood: Men in Tights» — отличная пародия на фильм Костнера «Робин Гуд — принц воров» и на жанр вообще]. Грим делает его более светлым и подчеркивает его и без того впечатляющие скулы. Парик из светлых, заплетенных волос и голубые контактные линзы завершают его образ. Он одет в зеленый кафтан, с рукавами, перетянутыми металличаскими обручами, и в кожаные сапоги до колен. Затем приезжает не менее впечатляющий, но менее изысканный дубль-коротышка для Гимли. У него длинная рыжая борода и рыжие, затянутые в лошадиный хвост волосы, он одет в кольчугу с короткими рукавами и доспехи, на ногах у него — подбитые гвоздями сапоги, на левом боку — меч.

11:07 утра. Дамские сердца трепещут, когда на площадке появляются Шон Бин (Боромир) и Вигго Мортенсен (Арагорн). Большая часть арагорновского костюма скрыта под обширным, заляпанным грязью плащом. С пояса у него свисает покрытый драгоценными камнями меч Элендила. Небритый, с рубленными чертами и длинной, нечесанной гривой волос, он самый настоящий герой-бродяга. Бин одет в красную рубаху, расшитую золотом на рукавах, кольчугу, кожаные перчатки и опять-таки кожаные сапоги до колен (похоже, что это последний писк моды в Средиземье), и в длинный кожаный плащ.

11:15 утра. Гримеры умело обрызгивают актеров грязью, а Джексон в это время пробует дубль. Вместо того, чтоб использовать статиста, он сам бежит через лес, а потом изучает результат на больших мониторах. Зрелище Джексона, бегущего по золотому лесу в шортах и лыжной жилетке, позабыть трудно. Затем он начинает обсуждать с актерами их реплики, а я ухожу туда, где готовится к атаке гоблинская армия.

11:30 утра. Большая команда техников и костюмеров одевают гоблинов. Они идеты в серую искусственную кожу, морщинистую, как у слона. Поверх этого у них кольчуга и черные доспехи с острыми гранями, как на панцире у жука. Под сапогами до колен у них искусственные гоблинские ноги, с длинными ногтями на голубоватых пальцах. Поверх масок они надевают черные шлемы, двухсекционные, похожие на рачью клешню, с длинными, черными, спутанными волосами, свисающими сзади на спину. Помесь жука-навозника со средневековым рыцарем выглядит поистине жутко.

11:49 утра. Гоблины репетируют свои сцены. Они должны бежать за Братством по лесу, при этом завывая, как дикие собаки, и переваливаясь, как крабы.

12:07 дня. Актеры занимают пероначальные позиции в чаще леса, а члены команды пока разговаривают с Джексоном по рациям. Техники заводят гигантские машины по производству ветра и дыма, которые гонят по плащадке листья и подпускают туману. По слову «Снимаем!» Братство мчится через вырубку, и гоблины за ними.

12:14. Джексон и помощники просматривают отснятый результат на цветных мониторах. Очень важно, чтобы Бин и Мортенсен при беге частично заслоняли одетые в маски лица карликов-дублеров. Джексон обсуждает с актерами порядок движений, и все готовятся ко второму дублю.

12:33. Хореография стала намного лучше, но Джексон говорит, что сцене не хватает чувства паники и важности момента. Он инструктирует Братство, чтобы они шли медленно, и чтобы гоблины крались за ними на расстоянии. Он хочет, чтобы гоблины были больше похожи на хищных зверей. Им приказано ходить еще более враскоряку и постоянно быстро цокать, как бешеные цыплята.

1:15. По расписанию уже давно должен быть обед, но сцена все еще недоработана. Так как приготовить сцену заново займет очень много времени, актеры и команда продолжают работать под усиливающимся дождем. Большинство гоблинов уже выдохлись от беганья в тяжелых костюмах. Да, нелегко быть злодеями.

1:40. После пятого дубля все отправляются на обеденный перерыв.

2:00. Я сижу за столом с 50-ю Урук-хай в полном снаряжении. На них также надеты резиновые рубашки с дутыми мускулами, чтобы подчеркнуть их физическую силу. Вокруг глаз у них нарисованы черные круги. Я покрепче вцепляюсь в свой пирог. Эти уруки снимались на площадке 1Б. Эльфы неслышно скользят вдоль столов с десертом. Я встречаюсь с Элайджей Вудом (Фродо) и Шоном Эстином (Сэмом), уже полностью загримированных для послеобеденной работы, включая заостренные уши и мохнатые ноги.

2:40. Мы направляемся на площадку 1Б посмотреть сражение с Урук-Хай. Мы проходим мимо деталей декораций Амон Хена: обвалившиеся стены, лестницы и остатки колонн, которые выглядят так, как будто простояли в этом лесу много веков. Мы проходим через тихую вырубку с полуразрушенной статуей — макетом, естественно — где несколько дней назад снимали смерть Боромира.

Фотография съемочной площадки Амон Хена из «Mountain Scene», перерисованная Техану, т.к. газета не дала разрешение опубликовать это фото.

2:50. Проливной дождь задерживает съемки, и Урук-Хай попрятались под навесами и зонтиками, пытаясь не намокнуть. Они похожи на солдат в окопах Первой Мировой. Мы решаем вернуться на площадку 1А, и идем под дождем по лесной тропинке, утопающей в грязи. Моим красовкам можно сказать «до свидания».

3:01. На 1А снимается другая сцена с Братством, убегающим от гоблинов. К Эстину, Вуду и другим актерам присоединяются Доминик Монаган и Билли Бойд. Похоже, что они в прекрасном расположении духа и без конца шутят — удивительно, ведь они работают с 4:30 утра, когда их начинают загримировывать. Мортенсен слушает какую-то пакистанскую песню на своем СД-плэйере — он играет ее одному из карликов-дублеров, и тот начинает подпевать и танцевать под музыку. [Интересно — прошлый Арагорн — Таунсенд — тоже увлекался альтернативными культурами: даже в Непал ездил. Непростые они, Арагорны, ну это и к лучшему :)]

3:20. Джексон приводит актеров на место съемки и обьясняет, что нужно делать. Братство нарывается на стрелы эльфийских лучников, которые атакуют гоблинов позади них. Мортенсен стоит ближе к камере, чтобы выглядеть выше, а Блум стоит на ящике с луком и стрелой, нацеленной в гоблинов. 2-метровый каскадер дублирует Бина-Боромира. Конечно, никакие стрелы сейчас не летают — их позже добавят на компьютере, так что актеры должны имитировать, как они уклоняются от стрел. Джексон сам показывает, каких движений ему хочется. Вуд спрашивает, не испортят ли стрелы его прическу. Они репетируют, и готовятся к первому дублю. Техники заводят ветряные машины, чтобы листья носило по площадке. «Внимание… Снимаем!»

3:33. Первый дубль получился удачным. Ассистенты накрывают актеров зонтиками и обрызгивают их добавочной грязью. Джексон хочет, чтобы Мортенсен более реалистично вздрогнул от неожиданности, как будто стрела только что пролетела у него мимо носа. Актеры переговариваются и перешучиваются друг с другом, кроме Мортенсена, который загадочно уединяется. начинается второй дубль. Уносят зонтики, включают ветровую машину, Вуд бежит на месте, чтобы быть запыхавшимся для съемки, и Леголас прикладывает стрелу к луку. «Внимание… Снимаем!».

4:20. После пяти дублей Джексон, похоже, остается доволен. Актеров фотографируют, чтобы запомнить их нынешний вид (чтобы они выглядели точно так же в следующей сцене), и все идут на перерыв. Надо снять еще одну сцену без диалога, но я уже устал после долгого дня, и поскольку мне за это не платят столько, сколько Лив Тайлер, я решаю на этом закончить и отправится в Квинстаун в своих облепленных грязью красовках. Завтра у команды и актеров начнется месячный рождественский отпуск.