За кулисами трилогии «Властелин колец»




Смотри, что они сделали со Средиземьем, мама

(Майкл Мартинез)

Итак, после недели бешеного обновления моего собственного сайта о фильме ВК графикой, присланной вебмастерами с официального сайта New Line Cinema, я провел два лихорадочных часа в чатруме с дюжинами других взбудораженных фэнов в ожидании появления официального интернетовского превью на официальном сайте.

Стоил ли он ожидания? Еще бы. Но было бы замечательно, если бы у меня была выделенная линия. После нескольких фальсстартов у меня заняло больше часа скачать превью, хотя я, должно быть, смотрел его по крайней мере 15 раз во время скачивания. Я видел новые кадры каждый раз, как проигрывал фильм.

Что я видел? Кусочки будущих вещей. Исилдур, торжесвующе держащий кольцо после того, как забрал его у Саурона, шикарная Лив Тайлер, скачущая через леса, пять назгулов, атакующих хоббитов (вероятно, сцена у Заверти), фантастическое (хотя и не точное, но в целом простительное) изображение хранителей, движущихся через (я думаю) Лориен (возможно, для встречи с Келеборном и Галадриэлью), тысячи орков, марширующих по Мордору, четыре члена Братства, спускающихся по холму (вероятно, в Остранне), скелетная проекция тролля (значит, ММ тоже не считает, что это Голлум), женщина в загадочных протезах (возможно, чтобы смоделировать тролля, или, может, энта).

Есть еще кадры, не упомянутые мной. Питер Джексон появляется перед — кажется — воинами в пластинчатых доспехах (другая вещь, против которой будут возражать толкиновские пуристы, я уверен, но мне не было ясно, были ли это модели для каких-нибудь CGI или кто-то глупо заблуждается насчет средиземных рыцарей).

Моя первоначальная реакция: это захватывало дух. Надеюсь, я смогу посмотреть шоу опять с более разумным компьютером в ближайшем будущем.

Разочарован ли я? Нисколько. Я ожидал визуальные несоответсвия, хотя не по тем причинам, о которых обычно думают люди. Питера Джексона нельзя винить в том, как украшены воины (и орки, хотя они очень похожи на орков Алана Ли, мало напоминающих существ, описанных Толкином, но я думаю, у них будут легионы поклонников, которым до смерти надоели эрпэгэшные зеленокожие орки). Нет, Джексона нельзя обвинять в растрате толкиновского мира. Он, в конце концов, опирается на людей, которые должны хорошенько подумать, прежде чем протаскивать что-либо из этой ерунды в мир фэнтезийного кино.

Но так много отрицателей расспалось в мрачных предсказаниях, что мне лучше прекратить свою критику, чтобы не присоединиться к неизбежной волне под названием «я же говорил».

Я не говорил вам, что оно могло бы так выглядеть. Я НЕ разочарован тем, что видел. Ну и что, если джексоновское Средиземье не похоже на Толкиновское? Рассказ пьяного моряка о том, как он вернулся на корабль, мало бы напоминал истину, но он все же вернулся. Фильмы Джексона оживят Средиземья так, как никто еще не мог этого сделать. Если я услышу еще раз, как кто-то говорит, «А что, ВВС вырезало Бомбадила, и правильно сделали», я думаю, я застрелю этого человека. Нет, ВВС сделало ПАРШИВО, потому что они вырезали Бомбадила. Джексона еще можно линчевать за отказ от Бомбадила, но не за создание визуального зрелища, которое он вынашивает.

Это Средиземье должно сойти с экрана. Оно должно казаться таким настоящим и живым. Мириады пейзажей, которых мы видим в интернетовском превью, изумительны. Они снимают шесть месяцев, и у них еще восемь месяцев впереди. Есть части джексоновского Средиземья, на которые мы даже мельком еще не взглянули.

Я также увидел Леголаса в битве. Я думаю, это будет фантастикой. Единственной ошибкой в изображении Леголаса может быть то, что для многих фэнов он может выглядеть нолдорским воином первой эпохи. Что неплохо. Толкиновские эльфы были крепкие, сильные и отчаянные враги, если их всколыхнуть. Леголас ДОЛЖЕН походить на стройную, злую машину смерти в сравнении с человеческими воинами вокруг него.

Гимли, к сожалению, выглядит как гном из AD&D, но меня это не особенно беспокоит, потому что я уверен, что Джон Рис-Дэвис даст ему необходимый характер. Дж.Р.Д. очень успокаивающий элемент в той смеси, которая произведет Гимли.

И сказал ли я, что Ян Маккеллен ВЫГЛЯДИТ как Гэндальф? Или это был Кристофер Ли в роли Сарумана? Этих двоих сложно отличить друг от друга в книге. Вы поняли намек.

Есть некоторые кадры, которые трудно понять. Например, есть сцена где много людей верхом несутся по лесу. У меня это было очень расплывчато, поэтому я не буду строить никаких догадок о том, что бы это могло быть. Но мне это напомнило атаку на деревню Конана в «Конане Варваре» (что, возможно, одна из лучших сцен в, наверное, лучшем фильме о варваре всех времен).

Также показали что-то, похожее на Изенгард. Мне он показался слишком бароко или готическим (трудно разобрать). Похоже, что художники (Хоув и Ли) оставили Толкина с самого начала и сделали это похожим на Джека Кирби.

Мы можем ожидать очень активное, живое Средиземье в фильмах. Декорации и виды должны захватить зрителей и вызывать их восторг в чуть ли не каждой сцене. Толкиновские пуристы, которые не рассстроятся и не выйдут из зала, возможно, прекрасно проведут время и насладятся фантазией в фильмах. А это именно то, чему посвящена вся книга. Это фэнтези.

«Властелин колец» Питера Джексона создает Средиземье в зрительно не узнаваемом для пуристов виде. Это не будет толкиновским видением Средиземья. Это и не может быть толкиновским видением Средиземья. К сожалению, его больше нет с нами, что посоветоваться. Да, они могли бы быть более верными его описаниями, но если бы они действительно старались, как бы им было сложно в тех случаях, когда Толкин не оставил нам описания? Как бы они согласовались с самим Толкином?

После многих месяцев агонии из-за неизбежной средневековости джексоновских фильмов, я в конце концов осознал, что если мы не позволим ему воплотить это видение — очень нетолкиновское видение — у нас не когда не будет воссоздания Средиземья. Можно ли винить школьные постановки за то, что они не передают видение Толкина? Нет, у них не имеется сотен миллионов долларов на декорации, костюмы и компьютерную графику, но мы все равно посещаем пьесы и наслаждаемся ими. Люди любят воплощать Толкина в жизнь, и делают это каждый день в Сети, на сцене, в книгах. Мы закрываем глаза на несоотвествия. Мы прощаем ошибки. Мы извиняем отход от того, что сказал Толкин.

В мире есть уже миллион воплощений мира Толкина, и ни одно из них не подошло близко к тому, что описал Толкин. Если мы не простим творчество Джексона, расслабимся и постараемся получить удовольствие от этих фильмом, сможем ли мы простить себя?

Интернетовское превью не просто взгляд на съемку. Это вакцина. Эта унция защиты. Это доза реальности. все, кто боятся этих фильмов, должны смотреть превью по крайней мере 15 раз в день, пока они не смогут честно посмотреть на себя в зеркало и сказать: «Это всего лишь фильмы. Страницы моих экземпляров толкиновских книг не улетят и не исчезнут совершенно, если я куплю билет, чтобы посмотреть эти фильмы.»