За кулисами трилогии «Властелин колец»




Ведьма (DV): Репортаж с выставки бутафории фильма «ВК» в Каса Ломе

(Репортажи)

DV — редактор и издатель литературного интернет-журнала «Яхта», делится своими впечатлениями о посещении Каса Ломы. Это первый репортаж оттуда от нашего человека!

Ну что ж, пара слов о much anticipated выставке по «Властелину колец» в Каса Ломе.

Каса Лома — плод безумной фантазии англо-канадского бизнесмена и воина сэра Генри Пеллатта, который, как мне кажется, перехал на эту сторону лужи специально для того, чтобы выстроить Замок.

Стиль замка мною не определяется — по названию судя, это «Каса», то есть нечто испанское, по виду — некая безумная эклектика с закосом под принципиальное средневековье с постепенным перетеканием в модерн, который, собственно говоря, на дворе и стоял. История сэра Генри, его подъема и головокружительного падения, воспринятого с хладнокровием и мужестом чисто британского свойства, достойна отдельного рассказа, но суть в том, что именно он с помощью 300 рабочих и одного архитектора за 3 года выстроил замок «своей мечты», который смог полностью вписаться в контекст Властелина Колец.

Выставка декораций, кроков, картин и фотографий, артефактов, оружия и костюмов проходила только в Канаде (Торонто, Casa Loma) и только 11 дней. «Почему?» — пытались мы спросить у жизнерадостного юного полицейского c пирсингом в ушах, охранявшего вход на чердак замка, где выставлялась Мория. Он не знал. Вроде бы, много канадцев было занято в фильмопроизводстве — но мне лично кажется, просто Каса Лома подходит под то, что в ней выставили.

Как и Толкиеновские фантазии, она фантазийна. Она тоже построена из настоящих кирпичей, но является проекцией выдумки на реальность. На этом я, пожалуй, закончу эту метафору и вернусь к живописанию.

Мы пришли на выставку за день до закрытия и оказалось, что уже второй уикэнд подряд касаломцы отмечают рекорды посещаемости замка — по 4 с лишним тысячи посетителей за день. При общеканадском спокойствии, свойственном отношению к достопримечательностям (за исключением, пожалуй, Ниагарского водопада), глаз радовала суета, царившая в музее. Люди в черном с тонкой рунной вязью кольцом на спинах, полицейские, очереди к билетным кассам и к тем комнатам, где была выставка, нехватка стоянок для машин. Еще одна радость — присутствие на выставке людей ориентировочно за пятьдесят. Мы долго вычисляли, могли ли они сами быть фэнами Толкиена, а не родителями фэнов, получалось, вроде, могли.

Из диалога у витрин с экспонатами:

— Мама, что такое Ортханк?

— Ортханк — это башня в Изенгарде, где жил Саруман, Роберт, я тебе уже четвертый раз говорю! (раздраженно — мол, хватит отвлекать)

Выставка понравилась очень. Увы, хотелось:

а) чтобы выгнали весь народ, хотя толпа придавала некое ощущение праздничного подъема и

б) немедленно посмотреть фильм.

Наибольшее впечатление произвели: костюмы, кроки «декораций» на пленэре, пожалуй, оружие, хотя тут я не могу повосхищаться совсем уж откровенно, ибо после музеев Топ Капы, Тауэра и мастерской Миши Горелика, получившего приз «Овация» за фильм «Ермак» (кстати, его фирма носит название «Яррист» ) совсем уж обалдеть от ВК-шного оружия не выходит. Понравился один орочий меч, из артефактов еще какие-то сюрреальные эльфийские солнечные часы с двумя линзами и, как и все эльфийское, с ар-нувошным декором.

Эльфы — тема отдельная. Раздол и Лотлориен, судя по всему, сотворены были на пределе фантазии. Стиль модерн с его травками и листьями сначала поражает своей узнаваемостью на их костюмах, пряжках, в узорах, в плетении «ребер» жилищ, мебели, светильников и т. д., потом кажется только естественным. А вот торчащие из прекрасных струящихся волос заостренные уши очень огорчили. Мы очень долго вспоминали, описывал ли Толкиен такие уши, и не вспомнили. Мне показалось, что это какая-то странная и ненужная дань сказочным традициям. По крайней мере то, что эльфов на фото уши не украшали, можно сказать со всей ответственностью.

Еще одно огорчение — Арагорн очень похож на Боромира. То есть, типически похож: оба они такие киношные американские гуд гаи, только Шон Бин уже отрастил себе харизму, а Арагорн выглядит его бледной копией. Темнокосая и пухлогубая Лив Тайлер (Арвен), хотя на фотопортрете ее и сплющили с боков, на фото из фильма выглядит уютно пухловатой и неэльфийской, чего, к счастью, нельзя сказать о Кейт Бланшетт (Галадриель) — она всегда смотрится прозрачной хитрой лисичкой, которая в зависимости от роли будет с присущим ей изяществом либо есть утянутую из чужого амбара курочку, либо отсвечивать боттичеллиевой Симонеттой.

В общем, выставка оправдала надежды на нее — был праздник и ощущение того, что Новая Зеландия по праву объявила себя Средиземьем — поигрался Джексон и его команда на 300 лимонов на славу. Будем ждать фильм.