За кулисами трилогии «Властелин колец»




Лео: Интервью с Джоном Хоувом

(Джон Хоув)

Сегодня утром во время лекции Вы упомянули о некоторых персонажах, которых вам трудно изображать. Не могли бы Вы привести пример?
Энты. Энтов очень сложно рисовать… Эльфов тоже трудно рисовать, потому что они очень красивы. Мне нравится то, как Питер Джексон решил изобразить Леголаса, я считаю, что он великолепен. То есть мне он представляется несколько другим, но выглядит он всё равно замечательно. Что касается других эльфов, то меня несколько удивил Элронд, тот парень из «Матрицы», но, по-моему, его выбрали не зря, он действительно очень хорошо смотрится. Возможно, половину из того, что будет в кино, я вижу иначе, но кино-то снимаю не я. Понимаете ли, нелегко найти людей на роли эльфов… Эльфы должны быть высокими и невероятно красивыми. Подобрать мужские лица для таких ролей очень трудно. Что касается Энтов, то я не знаю каким образом их собираются показывать, то есть, мы видели миниатюры с их участием, но я не представляю, как они будут выглядеть большом экране.

Что было самой сложной задачей при работе над фильмом?
Работать вместе с Аланом Ли — он просто удивителен. Обидно, что он не смог быть здесь (и Джон Хоув, и Алан Ли были приглашены на Elf Fantasy Fair , но Ли в настоящее время все еще работает в Новой Зеландии -Лео). И ещё, когда приходишь в подобный проект, то считаешь его делом своей жизни, это очень серьёзный проект и все понимают, что такое делается лишь однажды. Я полагал, что есть нечто притягательное в ВК, и поэтому решил участвовать, но теперь я понял — интереснеё всего в этом проекте — люди, которых встречаешь, с которыми работаешь, которых узнаёшь.

На что похожа работа концептуального художника «Властелина колец»? Как тесно Вам пришлось работать с художниками по декорациям, костюмам и. т. д.?
Ну… все было очень естественно, имелось совсем немного ограничений. То есть, правила были, но хорошая идея оставалась хорошей идей, независимо от того, кто её подал. Так что не бывало ситуации, когда кто-то кроме Питера Джексона накладывал на идею вето. От нас требовалось выдать лучшее из того, что мы могли придумать. И нам позволяли входить и самостоятельно работать на съемочной площадке и с миниатюрами… Всё время происходил обмен мнениями.

Бывало ли так, что снимали сцены с определенными костюмам или декорациями, которые не совсем подходили, так что Вам приходилось переделывать их снова и снова?
Хм… я работал главным образом с пейзажами и практически не участвовал в создании костюмов. Но иногда приходилось возвращаться и всё переделывать. Проблема в том, что то, что хорошо получается на бумаге или в уменьшенном виде, в натуральную величину может не сработать. Всё время приходилось что-то менять.

Вы все еще участвуете в доработке фильма, или этим теперь занимается Алан Ли?
(Кивает) да, это одно из тех дел, которыми нельзя заниматься на расстоянии. Я хотел бы вернуться в Новую Зеландию, но, похоже, это уже не обязательно. Я уверен, что они справятся, они этим летом уже заканчивают, так что…

Какова, по-вашему, самая большая ошибка, совершённая Питером Джексоном при работе над фильмом?
Я действительно не могу ответить, это — вопрос к нему… Я, очень уважаю Питера, я не знал о нём ничего до того как приехал в Новую Зеландию, не имел представления том, что он сделал, не видел ни одного его фильма. Но чем больше его узнаёшь, тем больше понимаешь, что он — действительно великий человек. Честное слово, он войдёт в историю кино не только как создатель триллеров или фильмов ужасов. Он способен к созданию действительно хорошей, просто отличной драмы, так что наши художественные разногласия не имеют никакого значения

Не могли бы Вы поподробнее рассказать о том, как работа распределялась между Вами и Аланом Ли?
Думаю, что вы несомненно заметите работу Алана Ли, но вряд ли кто-то сможет точно сказать где моя работа и где его, потому что многое перемешалось. Алан потратил на фильм вдвое больше времени, так что большинство вещей будет в его стиле. Я делал интерьер Бэг-Энда, и немного работал с оружием и доспехами, я также много чего сделал для Мордора, разные жуткие черные штуки. Алан Ли в основном занимался Эдорасом, Минас-Тиритом, и т. д. Было всего понемногу, там и тут. Построили довольно много декораций, принимая во внимание, что… ммм… ну, нет ничего хуже кино, где кроме ландшафтов ничего нет — фильм вроде Конана — Варвара, все эти огромные пейзажи, и вдруг *бац* — и появляется город. На много миль вокруг ничего нет, а город есть. Это проблема, над решением которой Питер Джексон упорно трудится, потому что всё должно выглядеть настоящим, всё должно находится на своём месте. Я не знаю насколько удалось это реализовать, но в Средиземье множество руин, оно полно исчезнувших народов, в нём осталась лишь часть населения, жившего там во Вторую Эпоху. Так что там повсюду должны быть развалины, руины и постепенно угасающие цивилизации. Эльфы, готовящиеся уйти в Серые Гавани. И опять я не знаю, как часто подобные вещи будут встречаться в фильме, но, похоже, всё это действительно соответствуют идее, что перед нами конец эпохи, которая никогда уже не повториться.

Какая часть фильма, по-вашему, всех удивит?
Я думаю, что таких битв ещё никто не видел. Мы все увидим кино в декабре, мне кажется, что это произойдёт уже очень скоро. Я думаю… нет, я знаю, что все актеры были очень хороши, очень эмоциональны, в этом отношении фильм удался, но я думаю, что люди будут поражены вещами, которые они меньше всего ожидают увидеть, не могу сказать какими хехехе…
Питер Джексон не глуп, он не хотел бы войти в историю как человек, изуродовавший «Властелина Колец» во второй раз, так что…, и он бесстрашен, если он чего-то хочет, то лучше отойти, иначе, если попадёшься у него на пути, он просто задавит. Он — удивительный человек, он действительно изумителен, но совершенно непонятно, как же так сложились обстоятельства, что фильм попал к нему в руки. Он — не Ридли Скотт или Джон Бурман или, кто-то от кого ещё можно было ожидать такого. Когда он взялся за это, сколько у него было фильмов, пять? Молодой режиссёр, из Новой Зеландии, желающий снять всё в Новой Зеландии, по-моему, всем это сначала казалось безумием. На самом деле, присмотревшись, понимаешь, что нигде мире нет таких пейзажей, нигде в мире не нашлось бы места для постройки декораций, потому что, где ещё можно было бы построить например Эдорас, если Европе все подобные места уже заняты двухтысячелетними замками, а в Новой Зеландии на 360 градусов вокруг пейзажи, прекрасно подходящие для съёмок, так что они могли спокойно всё построить. Новозеландские пейзажи очень похожи на европейские, но немного отличаются, в них есть нечто странное, как будто бы это действительно Средиземье. И если все декорации и миниатюры убедительны, а я уверен, что эти Киви знают, что делают, это будет не Голливуд, это будет буквально the next best thing (ещё одна лучшая вещь) и даже ещё лучше, они просто всех сделают. Сейчас невозможно даже представить, что подобное могло быть сделано где-то ещё. В Европе или в Штатах это было бы невозможно, потому что стоило бы в десять раз больше, Новая Зеландия, в конце концов, оказалась наилучшим местом. Это уникальный шанс, упорного Питера Джексона уже давно звали в Голливуд, но он туда не хочет, ему просто не интересно, он хочет снимать кино в Новой Зеландии.

Как Вы относитесь к влиянию иллюстраторов фэнтэзи, на восприятие людей, например, если Вы или Алан Ли или Тед Насмит рисуете Балрога с крыльями, то вы пытаетесь убедить людей, что у него действительно есть крылья.
Да, это — действительно проблема. Не знаю, были ли у него крылья, или нет, но я подумал, что это могло бы быть здорово! Я стараюсь принимать как можно меньше подобных решений, и потратил много часов во время рисования, не рисуя, так как уверен, что очень важно не закрывать все двери, потому что иначе не останется простора для фантазии. Моё видение в значительной степени основано на Сильмариллионе. Ведь Балрог во «Властелине Колец» — последний, но было время, когда подобные существа бродили огромными ордами. Но это — только моё видение и ничего больше. Интересный вопрос, не правда ли? Ведь мне приходится рисовать определённые вещи… Понимаете, я видел, дебаты по поводу «должно ли это быть в Средиземье или нет?» Люди настолько увлечены, что мне трудно их понять, ведь это просто книга…

По-вашему кинофильм будет производить на людей такой же эффект?
Да, и это действительно забавно. Потому что изменится видение книги, потому что там будут зрелищные, захватывающие дух сцены, которые, несомненно, окажут влияние на людей. Но снова, как однажды, Джексон, говорю, это — только фильм, и сжигать книгу перед походом в кино вовсе не обязательно.

Вы видели мультфильм «Властелин Колец» Бакши?
Да… видел несколько раз, и мне он не понравился. Но, в общем, изменения в обоих фильмах похожи. Кое-что пришлось сократить только потому, что есть определённый лимит времени. То есть, Питеру очень повезло, что он снимает три фильма сразу. Насколько я знаю, фильмы получаются длинные, он практически ничего не сократил, но Том Бомбадил, из-за того, что не продвигает сюжет, очевидно, никогда не попадёт на экран.

Ваша любимая сцена из Сильмариллиона?
Хороший вопрос… (думает)… Похоже, что такой нет. Что мне нравится в Сильмариллионе, так это то, как Толкин обращается с большими сюжетами. Вы видите, как мимо вас проносятся эпохи и народы, и затем, внезапно фокусируетесь на одном персонаже и его сюжете, который потом снова расширяется. Я думаю, очарование Сильмариллиона в том, что у Толкина это получилось очень хорошо, мало того, что он владеет эпическим стилем, но он также способен отложить его, спуститься до уровня одного персонажа и показать его трагедию. У меня нет любимой сцены, нет, они все великолепны. Не думаю, что для фильма это имеет какое-то значение.

Если бы Вы могли жить в любом месте Средиземья, то какое бы Вы выбрали?
Не знаю…, неплохо было бы там побывать, но не думаю, что захотел бы там жить…

Вы слушаете музыку во время работы?
Э-э… да, но то, что я слушаю, не имеет никакого отношения к тому, что я рисую. Что я слушаю? Разные саундтреки из кино. Много… (думает) … я правда не могу сказать хехе… И как вы только придумываете эти вопросы? Я люблю Mechanics, Спрингстина, многое из классической музыки. Люблю слушать радио, потому что там есть новости…

Действительно ли Вы знакомы с группами, которые вдохновлены творчеством Толкиена? Blind Guardian, Glass Hammer…
Да конечно… нам прислали кучу разной музыки. Из музыкантов, чьё творчество основано на Толкине, мой любимый — … (драматическая пауза) …, не могу вспомнить его имя, наверное, его уже нет в живых. Финнец, (наверное, он хотел сказать «финн» — Лео), господи, как же его звали…,никак не вспомню хехе…, у меня дома есть его отличная пиратская запись. Буду ждать саундтрек к фильму, он обещает быть очень хорошим.

Общаетесь ли Вы с наследниками Толкина по поводу Ваших работ?
Да, на профессиональной основе. Я переписывался с Кристофером, потому что он пристально следит за тем, что происходит с книжными обложками и другими подобными вещами. Он имеет право посмотреть эскизы обложек до выпуска книги, с календарями дело обстоит иначе. Когда я получаю заказ на обложку, я рисую эскиз, посылаю его издателю, который показывает его Кристоферу, тот высказывает своё мнение, и уже затем я делаю картину. Так что, если изменения должны быть сделаны, они делаются ещё на уровне эскизов.

Какие художники или направления живописи оказали на Вас наибольшее влияние?
В двух словах и не рассказать… Наверное, стоит расположить художественные влияния в том порядке, в котором они происходили. В молодости я был под влиянием иллюстраторов, которых теперь воспринимаю иначе, но это не значит, что я больше не уважаю их работу. Я был поражён Фрэнком Фразеттой, когда мне было пятнадцать, потом открыл для себя таких людей, как Берни… многих американских иллюстраторов комиксов и фэнтези. Затем я стал постепенно узнавать и других, более ранних иллюстраторов. Моим любимым периодом было начало века. Позже я познакомился с другими художественными течениями и прекрасными, замечательными художниками. Не могу дать вам список, их слишком много.

Обращаетесь ли Вы за вдохновением к рисункам самого Толкиена?
Ну, я обращаюсь к его рисункам в основном не за вдохновением, а за информацией. Информация, содержащаяся в рисунках Толкина очень глубока, то есть… я хотел сказать, что в его картинах содержится много информации, но его стиль очень сильно отличается от того, что я делаю, так что вдохновение я непосредственно оттуда не черпаю. Но там есть весьма чёткое представление его мыслей, что иногда бывает очень полезным.

Вы ощущаете, что стали известны именно как иллюстратор Толкина?
Видимо да хехехе… меня знают потому, что люди любят наклеивать на всё этикетки. Это особенно заметно во Франции. Французы любят навешивать ярлыки на людей. Я много работал во Франции, и там меня сразу определили иллюстратором Толкина. Но так как половина моих работ имеет отношение к Толкину, я считаю, что это вполне логично.

Ok, большое спасибо за интервью.
Всегда пожалуйста…