За кулисами трилогии «Властелин колец»




Гарри Ноулз, AICN: 1-й раунд вопросов к Питеру Джексону

(Питер Джескон)

Участвуют: П. Дж., Гарри и фэны

1. Кажется, тысячи читателей озабочены физическим обликом главных героев в «Братстве кольца». А именно: использование или неиспользование «лилипутов» на роли хоббитов, и решение использовать компьютерную графику, чтобы уменьшить людей. Также еще есть вопрос об «остроконечных ушах» эльфов. Не говоря уже о том, каким будет Гэндальф, и как вы собираетесь показать гномов. Основной вопрос заключается в том, как вы планируете совместить разные виды, которые составляют «компанию» хранителей? И почему вырешили пойти в этом направлении, соответствует ли это образам, которые были созданы мультиками, иллюстраторами, и т. д.?

Как все знают, мы приняли решение сделать хоббитов, уменьшив актеров с «нормальным» ростом. Для этого решения было несколько причин:

1. Кажется, именно это было у Толкина на уме, судя по тому, как он описывал хоббитов.

2. Это дает нам возможность выбирать из множества актеров.

3. Хоббиты — наши главные герои, с которыми мы будем полностью связаны на протяжении трех фильмов. Это исключает использование сгенерированных на компьютере хоббитов, так как я посчитал, что любой искусственный метод создания персонажа будет препятствием для нашей связи с ними. Они были бы скорее куклами, чем реальными персонажами.

Гномы как Гимли будут исполняться или наствоящими маленькими людьми, или нормальными актерами, уменьшенными, как хоббиты. Это решение нам еще предстоит принять. [они решили, что гномы все-таки будут уменьшены на компьютере]. Эльфы будут актеры, но с определенным «эльфийским» обликом.

Я знаю, что идут битвы об остроконечных ушах. Нам еще предстоит решить, каким будут окончательный облик всех этих различных рас.

Я не хочу делать их «настоящими» и слишком фэнтэзийными или мультяшными. Они должны быть правдоподобными. Мой любимый рисунок хоббита — в издании «Братства кольца» с иллюстрациями Алана Ли. Посмотрите на Фродо и Гэндальфа, сидящих в Бэн Энде. Это не просто ключ к тому, как я представляю хоббита — это также хороший образец тона или атмосферы, которых я хочу добиться в фильмах [Алан Ли является художником-оформителем фильма].

2. Еще один важный вопрос фэнов касается решения сделать «Властелина колец» раньше «Хоббита». Опишите, что заставило вас решиться сначала работать над трилогией, что заставило вас перешагнуть через «Хоббит» и как вы думаете, после ваших кинематографических путешествий в Средиземье с трилогией, захотите ли вы посетить Бильбо и его приключения из первой книги?

United Artists много лет обладает правами на распространение «Хоббита» в США (но не право действительно сделать его). Я знаю, что Miramax переговаривалась с UA о создании некоторого партнерства, но без успеха. Это заставило Miramax решить сделать «Властелин колец» сначала.

Я счастлив, что сначала делаю трилогию, поскольку она гораздое обширнее и интереснее чем «Хоббит». В «Хоббите» есть очень простая история с очень маленьким развитием персонажей. Его будет на самом деле сложнее превратить в удовлетворяющий фильм, чем «Властелин колец» (а это тоже нелегко!)

New Line Cinema обладает право сделать «Хоббита» (а UA все еще владеет правами на прокат), и всерьез намеревается сделать его после трилогии. Не знаю, буду ли я в этом участвовать. Это зависит от моего умственного состояния через 3 года!

3. Кажется, довольно многие сомневаются, достаточно ли «всего» 130 миллионов долларов [прим. Миссис Аксман: бюджет позже увеличили до 360 млн новозеландских долларов, или 180 млн долларов США] для создания трилогии. Как вы собираетесь растянуть эти деньги, в то же время дав этим фильмам богатый мир, который создал Толкин?

Вполне понятное беспокойство. Давайте я поясню:

Доллар за долларом, Новая Зеландия более дешевое место для создания фильмов, чем США. Камера, взять которую напрокат стоит 3000 долларов в неделю в Штатах, может стоить только 2000 новозеландских долларов здесь. Добавьте к этому, что за один американский доллар дают два новозеландских и что камера в Новой Зеландии стоит только 1000 долларов взять напрокат — треть цены. Вам понятно?

В общем это значит, что 130 миллионов американских долларов хватит на три фильма, которые стоят около 350. Только такая экономия сделала возможной трилогию «Властелин колец». Поверьте мне, никто в Голливуде не даст 350 миллионов долларов для съемок трех фильмов подряд. Этого бы никогда не произошло. Эти книги было невозможно было поставить 45 лет, и так бы оно и продолжалось.

Но пожалуйста не волнуйтесь о «качестве». Этих денег хватит, чтобы сделать три потрясающих фильма!

4. Это от Джулиана из Сиднея… Хотя он играет большую основную роль в книгах (все-таки он Властелин Колец…), характер облика Саурона никогда не описывается ни в каких деталях (кроме его кошачьих, желтых глаз (окнах в ничто) и его горящей, черной кожи — черной не как у афро-американцев, но все же черной). Также в книге нет прямого диалога с Сауроном, только ретроспекции исторических событий, то есть его допрос Голлума, битва с Исилдуром. Так что, мой вопрос — как Питер зрительно изобразит Саурона и как будет звучать его голос? Я думаю, Саурон так загадочен и внушителен в книге частично потому, что его присутствие всегда чувствовалось, скорее чем было персонифицировано в лице какого-то существа — читателю всегда позволялось воображать себе, как он мог бы выглядеть. Я могу понять, что Питеру, возможно, придется изобразить его в фильмах, но я просто надеюсь, что он не сделает его стереотипным киношным злодеем.

Это большая проблема, и мы боремся с ней уже 18 месяцев. У нас все еще нет точного ответа. Саурон в книгах описан контурно в лучшем случае, что делает трудным превратить его в экранного злодея на целых три фильма. Представьте, что вы не видели Дарта Вэйдера ни в одном из трех Звездных Войн. Так просто нельзя.

Разумеется, у нас будет много эмиссаров Саурона, которые будут представлять его, но как сам Саурон выглядит, все еще остается проблема, которую мы пытаемся решить. Согласен, что его нельзя уменьшить до большого типа, который бродит вокруг в черных доспехам — но его нельзя и ограничить до горящего ока также. Это сложно. Мы будем продолжать работать над этим.

5. Много людей писали об этом, так что я суммирую их вопросы. Вы утверждали, что хотите сделать фильмы, которыми бы, как вы думаете, гордился бы профессор Толкин. Как насчет поместья Толкина? Насколько близко вы работаете с Кристофером Толкином и какими будут ваши с ним отношения во время этого проекта? Если вы разговарили с ним о проекте, что он думает об этом?

Мы имеем дело скорее с «поместьем», чем лично с Кристофером. Они совершенно ясно обозначили свою позицию: хотя они ни в коей мере не против того, чтобы снимали фильм(ы), они не хотят быть вовлеченными.

Причина в общем проста: если бы они в этом хоть как-то участвовали, тогда бы фильмы стали «официальными» — другими словами, они бы выглядели как одобренные поместьем. Эта ситуация, которую поместье не хочет, так как они считают себя защитниками письменного мира Толкина, не создателей фильмов. Не думаю, что поместье будет читать сценарии или комментировать фильмы. Мы держим их в курсе прогресса, что они одобряют, но они хотят быть немного в стороне.

Я сказал кое-что здесь в Новой Зеландии в интервью, что стоит повторить: Вы не должны думать об этих фильмах, что они есть «Властелин колец». «Властелин колец» есть, и всегда будет, чудесной книгой — одной из величайших в мировой литературе. Любые фильмы всегда будут всего лишь ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ книги. В данном случае это моя интерпретация. У поместья нет причин участвовать в чьей-то интерпретации работы профессора.

6. Вот один из главных страхов фэнов, и многие из них интересуются вашим мнением. Фильмы в жанре фэнтези были с нам с самого начала. Их исследовали Корда, Фэйрбэнкс, и другие. В то время эти фильмы были вполне успешны. Но в последние двадцать лет в этом жанре наблюдается спад. Что не так с современном фэнтези-фильмом, чего не хватает, и чем «ВК» будет отличаться от парада фэнтезийной белиберды, которой потчуют любителей фэнтези вот уже целое поколение?

Одна из главных причин моего желания потратить почти пять лет моей жизни на эти фильмы заключается в том, что я не думаю, что кино хорошо послужило фэнтези. Так что я согласен с вашими комментариями. Я не могу глубоко влезать в дебаты о последних 20 годах фэнтези, но я также был разочарован фильмами. Или стиль был неправилен, или часто сценарии были ужасны. То, что у нас сильные сценарии (и мы, без сомнения, имеем дело с великим материалом), выдвинет нас вперед многих других фильмов в жанре фэнтези.

7. Это пришло от Чайрена и еще 40 других.

«Поскольку книги «Властелина колец» длинные и глубоко зависят от техники Толкина создания «литературной глубины» с помощью сложной предыстории, как все это может быть, даже только поверхностно, представлено в киноверсии? Другими словами, «ВК» был последней главой в огромной трехтысячелетней истории Средиземья. Как вы покажете это на экране?

Хороший комментарий, мы тоже много об этом думаем. Когда мы писали черновики «ВК», мы добавляли все больше и больше глубины с каждым последующим наброском. Что-то из этого важно для истории (Исилдур, Элендил и т. д.), а что-то нет. Тем не менее, это создает ощущение реального мира. Никакой фильм никогда не сможет иметь ту глубину, которую создал Толкин, но мы собираемся использовать прологи, ретроспекции и рассказ, чтобы нарисовать картину Средиземья, которая, надеюсь, будет больше чем поверхностной.

Мы не должны запутывать зрителей, это важно. Это было недостатком многих фэнтези-фильмов. Нам нужно сделать фильмы, которые будут любить и понимать как читатели, так и те, кто не знаком с оригиналом. (Я знаю, идея обращения к не читавшим книгу огорчает, но она важна. Не волнуйтесь — мы не позволим «опростить» материал). Есть способы выполнения этого, и я уверен, мы их найдем без слишком больших компромиссов с целостностью работы. Здорово помогает, что мы теперь работает с тремя фильмами.

«И книги сами по себе не обладают структурой, которую легко воссоздать в сценарии. Большая часть первой книги — это четкая линия путешествия и масса экспозиции (которая в основном происходит в Ривенделле). Имеется не много действия или даже просто интересных вещей вплоть до конца второй или третьей книг. Что именно вы собираетесь выкинуть? Как много материала из книги на самом деле достигнет экрана?»

Верно, большинство сокращений будет в первой книге. Мы должны достигнуть Ривенделла немного быстрее, чем в книге, так как это точка, с которой по-настоящему начинается вся история. Я не согласен, что в «Братстве» мало интересных вещей, но в нем не хватает напряженности. В фильмах нам придется сконцентрироваться на Кольце, Сауроне и угрозе Средиземью. У нас мало места для других вещей, которые не связаны напрямую с хребтом повествования.

Чайрен комментирует:

«Я осознаю, что создание фильма полностью отличается от написания книги и книги не могут полностью быть переведены на экран. Вы ведь понимаете, не так ли, что что бы вы не делали, некоторый процент ярых толкинистов всегда будет атаковать вас за оскорбление их «святыни»?

Я и не сомневаюсь в этом. Помните… это всего лишь моя интерпретация.

Боже, не хотелось бы мне быть на вашем месте! Все равно, если это будет лучше чем тот разгромный фильм Бакши.

Если он будет лучше, чем версия Бакши, это будет хорошо.

8. … Как будут звучать ваши диалоги? И будут ли их говорить на языке Толкина?

Мы написали сценарии в разумном «толкиновском» стиле… в некоторых случаям используя его разговорный словарь. Старшие персонажи, такие как Гэндальф, Теоден, Дэнэтор, будут чисто толкиновскими в своем диалоге. Младшие хоббиты будут немного менее такими, но все же не хиповыми или современными. Сэм будет настоящим Сэмом, а Голлум — настоящим Голлумом по стилю.

Мы будем использовать другие языки, особенно эльфийский, в некоторых случаях с английскими субтитрами.

9. Другой главных источник любопытства — это масштаб этих фильмов. То есть, насколько большими будут эти фильмы? Это включает в себя размах битв, видов, существ.

Они будут очень эпичны по размаху — но одна из самых замечательных черт «Властелина колец» — это тот факт, что все они основываются на характере и взаимоотношениях. Так что представьте себе личную, очень эмоциональную историю, происходящую на фоне грандиозных видов, больших городов и громадных армий.

Битвы будут самыми большими из всех, которые вы когда-либо видели (я обещаю).

С нами над художественным оформлением работают два чудесных художника, Алан Ли и Джон Хоув. Оба создали много рисунков по Толкину прежде, и мне нравилась их интерпретация персонажей и мест. Мы создаем оригинальный дизайн, а не копии их предыдущих работ, но взгляд на предыдущую работу Алана и Джона даст вам почувствовать тот зрительный образ, на который я нацелен.

10. Джейсон из Австралии задает свой вопрос вам: «Будет ли что-то из поэзии и песен Толкина использоваться в фильмах?. И если да, как вы это будет выглядеть?

Кое-что будет, но не много. Немного на экране, немного в саундтрэке. Их сложно включить в драматическое повествование».

12. Вопрос от Райана из Новой Зеландии: «Полно вещей не описано ясно в книгах, на них только намекают или рассказывают. Как вы относитесь показу таких вещей?

Некоторые истории «из вторых рук» будут показаны на экране в более последовательной хронологии. Другие останутся в рассказах. Вы совершенно точно увидете много вещей в фильме, которые Толкин описывал только в диалогах.

Пожалуйста, скажите мне, Балрог будет существо из плоти и крови, или только из тени, и будет ли он крылатым,

Мы все еще работаем над образом Балрога. Он будет реальным существом, но постараемся как можно ближе передать ощущение, которое создает Толкин в эпизоде с ним. Пока в наших эскизах у него есть крылья, но это может измениться, если это неверно.

будут ли у Леголаса — который нигде никогда не описан — светлые волосы и остроконечные уши…

Еще не знаю. Сначала мы найдем актера, а потом будем работать над его конечным обликом.

…и увидим ли мы — возможно, в ретроспекции — поединок Гэндальфа и Балрога после того, как они падают с моста в Мории,

Не думаю.

…а также штурм энтами Изенгарда,

Да, это будет показано.

…и историю Средиземья, рассказанную в разных местах Гэндальфом, Элрондом и Арагорном?

Большая часть истории Средиземья, которую мы покажем, будет относится к событиям, важным для нашего основного повествования, а именно смерть Исилдура, поражение Саурона во Второй эпохе и история Голлума и Кольца.

У нас будут некоторые подробности эльфийской истории, Нуменор, расцвет и закат Гондора. Это в основном будет рассказано, а не показано на экране.

16. Было сказано, что вера New Line в вас исходит от сценария и пробного ролика, которые вы и WETA показали им. Что это были за пробы, и какую работу сделали WETA и еще 50 людей?

Когда мы предлагали студиям участвовать в проекте, мы показывали им 36-минутную документальную пленку, которую мы очень быстро сняли перед отъездом. Эта запись включала интервью с главными людьми из команды, художниками и множество рисунков, моделей, оружия и компьютерной графики.

Самое крутое в этой записи: Урук-Хай в полном вооружении, пробы грима для орков, модели Хельмовой Пади и Ривенделла, макеты эльфийских доспехов и оружия, макеты Голлума, пещера троллей и Балрог. Компьютерные пробы включали сгенерированного на компьютере тролля и несколько снимков из битвы у Хельмовой Пади с использованием специального программного обеспечения WETA, которое разрабатывали последние два года для создания сцен огромных битв для «Властелина колец». Эти программы позволяют нам иметь дополнительных 200000 компьютерных персонажей, которых мы не рисуем, но они используют сложную форму искусственного разума для драки друг с другом. В целом, вы просто нажимаете на кнопку, садитесь поудобнее и смотрите, как эти битвы разыгрываются прямо у вас на глазах. Это потрясающе и немного пугающе, потому что вводит нас в новую эру компьютерных эффектов.

Боб Шайе посмотрел запись в полной тишине, а потом заявил, что он хочет сделать три фильма. Именно благодаря Бобу мы делаем трилогию… это была его идея.

17. Почему вы решили участвовать во всем этом? Что больше всего нравится вам в этом проекте?

Он дает мне возможность совершить революцию в фильмах. Каждый жанр кино был хорошо представлен за последние 100 лет, но не этот вид фэнтезийной истории. Если у нас получится как надо, это будет впервые. Ни один создатель фильма не мог бы требовать большего вызова, чем этот.

18. Насколько открытым будет этот проект? В смысле, какие вещи вы будете открывать нам, фэнам, в годы, оставшиеся до премьеры?

Будет так же, как с трилогией «Звездные войны». Ожидайте этот же уровень секретности/открытости. Я постараюсь поддерживать постоянный приток информации. Я знаю, как это расстраивает.

19. Ричард из Нью-Йорка спрашивает: «Фильмы будут названы «Братство кольца», «Две твердыни» и «Возвращение короля» или «ВК 1», «ВК 2», «ВК 3»? Как вы думаете, какая будет продолжительность фильмов?

Предполагаю, что мы будем использовать книжные названия, возможно «Властелин колец» будет что-то вроде главного заголовка, как «Звездные войны».

Мне представляется, что фильмы будут продолжительностью приблизительно в 6 часов.

20. Что в этом проекте заставляет вас сгорать от нетерпения, как ребенок в рождественское утро? Другими словами, когда вы думаете о съемках, что вы непременно хотите передать в фильме, и как вы сделаете это?

Такие вопросы самые сложные. Слава Богу, мне задали только один!

Я хочу увлечь зрителей в Средиземье таким образом, чтобы это было правдоподобно и захватывающе.

Вообразите себе, что прошло 7000 лет. Мы берем съемочную группу к Хельмовой Пади… она выглядит сейчас немного древнее, но все еще впечатляет как мощная крепость. Художники начинают работать, заделывая дыры и убирая туристские знаки. С нынешним владельцем трудно договориться, но деньги New Line в конце концов добывают нам разрешение снимать там 6 недель. Геральдика Рохана тщательно исследуется и достоверно воспроизводится. Настоящее седло Теодена находится в музее, оно слишком ценное, чтобы его использовать в фильме, но делается точная копия. Археологические экспедиции откопали замечательно сохранившуюся мумию Урук-Хая. Мы делаем копии для воссоздания этих убийц на компьютере п создания десятитысячной армии. Мы подбираем актеров, которые похожи на Арагорна и Теодена. В порыве невероятной доброты Леголас соглашается возвратиться из Валинора вместе с Гимли, чтобы воссоздать свое участие в кинематографическом воплощении событий в конце Третьей эпохи. Они стоят на стене, ветер развевает их волосы, они ведут за собой группу остальных из бравого гарнизона Рохана… барабаны Урук разносятся по долине… специальные приспособления имитируют молнии… дождевые башни посылают галлоны воды в воздух… по сигналу помощника режиссера, двадцать 35мм камер начинают катиться одновременно… битву у Хельмовой Пади скоро начнут снимать на пленку.

Конечно, это не настоящий «Властелин колец»…, но все же может быть чертовски потрясающим фильмом.