За кулисами трилогии «Властелин колец»




Запись 14.10.1999

(«Серая Книга Гендальфа»)

МакКеллен у Ниагары, в перерыве между съемками Х-Мен. Итак, они отправились в путь без меня. 11-го октября Вуд и прочие собрались в Хоббитоне, и насколько я знаю, ведут себя хорошо. Я в это время был в Торонто, играя Магнето — короля магнетизма — в фильме Сингера «Х-мен». Я послал Джексону е-мэйл с пожеланиями удачи. Я не думаю, что тут же получу ответ — работа над фильмом забирает все время.
А в это время любители Толкиена продолжают писать мне в «Серую Книгу». От подростков до старцев, близких к магам по возрасту, приходят советы, пожелания, предостережения — в надежде, что Гэндальф в фильме будет похожим на их личный образ Гэндальфа из «Властелина Колец». Меня утешает, что им нравится выбор актера (я говорю не только о себе, но и о других объявленных актерах — недавно мы узнали, что к нам присоединится Кейт Бланчет: прекрасная новость!) Но как мне сыграть Гэндальфа, который всех бы устроил? Очень просто: я не смогу этого.
Я понимаю, какая у меня ответственность. ВК это не пьеса, которую можно ставить много раз, и когда новый состав актеров учится на ошибках предыдущего. Трилогия фильмов Джексона будет уникальной. Мы не увидим другого фильма по ВК в обозримом будущем — хотя уже был сделан мультфильм по «Хоббиту» (который я хочу посмотреть), и радиопьеса Би-Би-Си «Властелин Колец» (где Ян Хольм читает роль Фродо). Но некоторые из пишущих мне думают, что актеры — это литературоведы или критики, которые анализируют сложности характера своих персонажей и потом выставляют их напоказ, как фальшивые бороды. Это совсем не так.
Я еще раз повторю, что так же как с Ричардом 3-м, или Магнето, я должен открыть в себе Гэндальфа — и это будет происходить в процессе чтения сценария, техта, обсуждений с режиссером и взаимодействия с другими актерами. Так что сейчас, когда до съемок (моих) еще 3 месяца, моего Гэндальфа пока еще нет, даже в моей голове. Он оживет только тогда, когда заработает камера, и именно с этого момента начнутся открытия. Даже когда я буду в самой гуще этого процесса, в костюме и гриме, и говоря слова Толкиена, я вряд ли смогу вам описать своего персонажа. Актеры не описывают — они живут в своих героях.
Так что мои заметки в Серой Книге будут говорить больше обо мне, чем о Гэндальфе, и могут разочаровать ценителей, которым придется набраться терпения и дождаться выхода фильмов. Мне очень жаль, что до 2001-го года еще так далеко.
Но я все-таки могу рассказать кое-что интересное.
Я примерял некоторые пробные костюмы Нджилы Диксон, и мою головы обмерял Питер Оуэн, в чьих мастерских в Бристоле (Англия) делаются парики. Он приехал ко мне домой в Лондон в августе, когда я только вернулся из Веллингтона, где находятся киностудии ВК.
Очень хорошо, что так мало иллюстраций к ВК отпечаталось в голове у читателей. Иначе мы бы невольно склонялись к копированию этих иллюстраций. Живой актер просто не смог бы воспроизвести двумерного, раскрашенного Гэндальфа на обложке. Вместо этого Нджила, я, и Питер начали с описания у Толкиена: «Высокая остроконечная синяя шляпа, длинный серый плащ и серебристый шарф, длинная белая борода». Но насколько высока эта шляпа, насколько длинен плащ, и насколько практичными окажутся «кустистые брови, торчащие из под полей шляпы» в ветренной Новой Зеландии?
Решать подобные, и еще более сложные, загадки — дело дизайнеров и мастеров, уже 2 года работающих над этим в студии Вета в Веллингтоне. Я видел результаты их творчества — и был потрясен. Они почти закончили работы над масками, доспехами, оружием, а специалисты по компьютерной графике и спецэффектам почти завершили работы над пейзажами для Властелина Колец. Они разобрались, как правильно снимать и обрабатывать кадры с хоббитами, чтобы они были правильного роста, все это будет делаться многими путями, и это все слишком сложно для моего понимания. Они знают теперь, кем будет Голлум: актером или куклой или существом, сгенерированным на компьютере. Они разработали и построили Хоббитон еще год назад — чтобы все успело принять натуральный вид, и зарасти травой и прочей растительностью.
Когда я был ребенком, я любил книги про закулисную магию кино и театра, так что я могу понять тех, кто хочет заранее узнать про трюки и магию кино по ВК. Но решать, сколько из этого открыть широкой публике, предстоит Питеру Джексону.