Феерия (FANTASY) в кино · Разное · За кулисами трилогии «Властелин колец»

За кулисами трилогии «Властелин колец»




Феерия (FANTASY) в кино

(Разное)

Жанр кинофеерии связан прежде всего с именем одного из родоначальников кинематографа — французом Жоржем Мельесом, придумавшим или случайно открывшим многие основные трюки в кино. Элементы феерии или волшебного преображения на экране, конечно же, чаще всего использовались в киносказках. Однако и такие режиссеры, как Рене Клер («Воображаемое путешествие», 1925; «Красота дьявола», 1949) или Фрэнк Капра («Потерянный горизонт», 1937; «Эта прекрасная жизнь», 1946) применяли фантазийные мотивы в своих фильмах.

Но подлинным расцветом феерического (или легкого фантастического) кинематографа следует считать эпоху суперзрелищного кино, начавшуюся с того момента, когда в 1977 году на экраны вышла картина «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Как и ее продолжения «Империя наносит ответный удар» (1980) Эрвина Кёршнера и «Возвращение Джидая» (1983) Ричарда Маркуэнда, все они являются настоящими фантазиями, фантастическими лентами сказочно-комиксового плана. Они представляют собой увлекательное зрелище для семейного просмотра, для зрителей любого интеллектуального уровня. Каждый найдет в этих картинах свое, наиболее ему интересное. Детей радует сама сказка, подростков и молодежь привлекает фантастика, техника высочайшего разряда, замечательные специальные эффекты. Если же искать главную причину сверхудачи Лукаса, придумавшего весь сериал (а фильмы находятся в первой «десятке» самых кассовых фильмов в истории американского кино), то она заключена в верно найденной манере рассказа. Джордж Лукас создал ироническую, остроумную, порой пародийную, типично постмодернистскую, построенную на всевозможных цитатах и отсылках, невероятно изобретательную «звездную фантазию».

Другие фантазии, феерии тоже близки к стилистике комикса (в первую очередь, все экранизации популярных комиксов — «Супермен» Ричарда Доннера, 1978; «Супермен II», 1980, и «Супермен III», 1981, оба — Ричарда Лестера, «Супермен IV: Битва за мир» Сидни Дж. Фьюри, 1986; «Флэш Гордон» Майкла Ходжеса, 1980; «Человек-Летучая мышь» Лесли Х. Мартинсона, 1966; одноименная версия Тима Бёртона, 1988, за ней последовали еще три продолжения — «Человек-Летучая мышь возвращается» самого Бёртона, 1992, а также «Человек-летучая мышь навсегда», 1995, и «Бэтмен и Робин», 1997 — оба Джоэла Шумахера). Если первый вариант «Бэтмена» в 60-е годы был более сказочным, предназначенным для детей, то в версиях Тима Бёртона очевиднее проглядывает конструкция авантюрных романов «плаща и шпаги» с благородными мстителями-защитниками справедливости и красивыми девушками, достающимися им в награду. Конечно, не обошлось без суперзрелищных спецэффектов, фантастических трюков, новинок технической мысли.

К fantasy можно отнести известный киносериал «Звездный путь», созданный на основе популярного в 60-е годы телесериала (первым в цикле был «Звездный путь — фильм» Роберта Уайза, 1979; затем вышли еще семь серий). Множество лент сделано в подражание «Звездным войнам» («Битва за пределами звезд» Джимми Т. Мураками, 1980; «Ледовые пираты» Стюарта Рэффилла, 1984; провалившийся в прокате «колосс» за сорок семь миллионов долларов «Дюна» Дэвида Линча, 1984, и др.). Самой кассовой американской картиной (до повторного выпуска в 1997 году «Звездных войн») оставалась фантастическая сказка «Е.Т., Инопланетянин» (1982) Стивена Спилберга — добрый, милый рассказ о том, как дети преодолевают первоначальную неприязнь к инопланетному существу и проникаются сочувствием к пришельцу, пытаются ему помочь.

Громадным успехом пользовался и его сериал об Индиане Джонсе — «Искатели потерянного ковчега» (1981), «Индиана Джонс и храм рока» (1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). Это приключенческие фильмы с элементами фантастики, с оригинальными визуальными эффектами, потрясающими трюками. Неслучайно Джордж Лукас, первым апробировавший в «Звездных войнах» стиль суперзрелищной феерии, выступает здесь как автор сюжета и продюсер. Стилизуя картины под комиксы 30-40-х годов, разбрасывая различные иронические цитаты, остроумно переосмысляя сюжетные мотивы, культурные стереотипы, сказочно-мифологические конструкции странствия героев по свету, Спилберг наряду с увлекательным зрелищем придумывает тонкую, интеллектуальную пародию. Его стиль постмодернистской, элитарно-массовой фантазии близок к совершенству.

Фильмы, созданные в подражание сериалу об Индиане Джонсе, чаще лишены элементов фантастики, остаются чисто приключенческими («Копи царя Соломона» Джека Ли Томпсона, 1985; «Аллан Куотермейн и потерянный город» Гэри Нелсона, 1986; «Жемчужина Нила» Льюиса Тига, 1985, «Осьминожка» Джона Глена, 1983, — теперь уже «бондиана» заимствует что-то у Спилберга, а ранее в «Мунрейкере» того же Глена можно было обнаружить влияние «Звездных войн»). Но в некоторых сагах в стиле sword-and-sorcery (дословно — «меч и колдовство», на самом деле это один из вариантов рыцарских романов, авантюрных произведений «плаща и шпаги»), особенно в двух картинах Ричарда Флейшера с участием популярного актера-культуриста Арнольда Шварценеггера — «Конан-разрушитель» (1984) и «Рыжая Соня» (1985) — используются также и необычные спецэффекты в духе Стивена Спилберга.

Влияние кинематографа Лукаса и Спилберга ощутимо в целом ряде других лент — современных фантазий с фантастическими трюками, например, в фильме «Большой переполох в Малом Китае» (1986) Джона Карпентера, «Горец» (1986) Рассела Малкэи и даже в картинах о ниндзях («Ниндзя III — Господство» Сэма Фёрстенберга, 1985). Впрочем, можно вспомнить, что американские критики не без основания считают: на ленты лидеров суперзрелищного кино оказали громадное воздействие «самурайские фильмы» Акиры Куросавы. В частности, сериал «Звездные войны» имеет перекличку с его картиной «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). А теперь все восточные мифы и легенды заново усваиваются в преломленном виде, в американизированном варианте, в форме высокотехнических «игр для любого возраста». Знаменательно, что и экранизации компьютерных игр («Супербратья Марио» Рокки Мортона и Аннабел Джэнкел, 1993; «Уличный боец» Стивена Де Соузы, 1994; «Смертельный бой» Пола Андерсона, 1995) тоже оказываются близки к эстетике «фэнтэзи» и кинокомиксов.