За кулисами трилогии «Властелин колец»




Лаура Ландро: Джордж Лукас из Кристчерча

(Статьи)

Wall Street Journal, 12/01/1999

Дарт Вэйдер, Хан Соло и Люк Скайвокер — потеснитесь пожалуйста. Саурон, Фродо и Арагорн уже стоят перед камерами!
В дальней, дальней галактике, очень далеко от Голливуда, начались съемки самого смелого кинопроекта в истории: экранизация классической трилогии «Властелин Колец» Толкиена через 50 лет после ее публикации. Зеленые долины, вулканические плато и снежные горы Новой Зеландии превращаются в волшебное Средиземье Толкиена, где развернется эпическая борьба между добром и злом. «Властелин Колец» вдохновил Джорджа Лукаса на «Звездные Войны», и если малоизвестному режиссеру Питеру Джексону удастся эта попытка, он прославится на весь мир как Джордж Лукас из Кристчерча.
Джексон пытается сделать то, о чем Лукас даже и не мечтал: снять все три фильма за один 15-месячный съемочный марафон. Это означает, что студия New Line, которая дает 180 млн долларов на этот проект, обязуется выпустить все три фильма, независимо от финансового успеха первого из них. Студия, известная своими проверенными кассовыми сериалами «Кошмар на Улице Вязов» и «Остин Пауэрс», пошла на очень большой риск.
«Может ли это выйти нам боком? Да, конечно, если первый фильм провалится, это не будет предвещать ничего хорошего для последующих фильмов», говорит Роберт Шае, основатель и директор New Line, которая начинала, как задиристая независимая студия, и которая стала теперь частью корпорации Time Warner Inc. «Но — стучу по дереву — мы уверены в том, что интерес к этому проекту будет гарантирован, и что выпуск фильма моментально породит сувенирную индустрию для нас.»
Несмотря на то, что 180 млн огромные деньги, и на то, что эпические фильмы часто не укладываются в бюджет, Шае подчеркивает, что на каждый фильм в отдельности получается 60 млн долларов, чуть больше среднего в киноиндустрии. New Line подстраховывается, заручаясь поддержкой своих международных партнеров, и рассчитывает на обильный рынок сувениров, коллекционных вещей и лицензий. Кроме того, технология также дает экономию: новое поколение спецэффектов дает Джексону возможность воплотить практически все плоды воображения Толкиена, от орков и Балрога до многотысячных битв, и превратить нормальных человеческих актеров, таких как Элайджа Вуд и Шон Эстин, в коротышек-хоббитов (однако, они используют проверенные временем накладки для изображения мохнатых ног).
Среди актеров нет дорогих супер-звезд, однако там есть и актеры классической школы, такие как Ян Хольм, Ян МакКеллен и Кейт Бланчетт, и молодые покорители сердец типа Лив Тайлер и Вигго Мортенсена. Всего в фильма 85 ролей со словами, и несмотря на все спецэффекты, там достаточно материальной работы, чтобы обеспечить подъем местной экономики на несколько лет.
Согласно явно дерзкому плану Джексона, съемки всех фильмов будут завершены перед выходом первого из фильмов на экран, где-то в середине 2001-го. Первый фильм, «Братство Кольца», закончится рекламным роликом второг фильма, «Две Башни», который, в свою очедь, покажет рекламу третьего фильма, «Возвращение Короля». New Line будет их выпускать с 6-9 месячными интервалами (стараясь не пересекаться с выходом новых эпизодов «Звездных Войн») «Если мы говорим людям, что мы делаем „Властелин Колец“, мы не можем им показать одну треть романа и затем заставить всех ждать два года, чтобы рассказать остальное», говорит Мр. Джексон.
Легионы фанатов Толкиена уже горят энтузиазмом, трилогия была переведена на 25 языков, и за последние 50 лет в мире было продано 50 млн копий этой книги.
Моя мама дала мне эти книги, когда мне было 10 лет, и позже я заразила ими двух своих младших братьев. Мы провели свои школьные годы читая перечитывая эти книги, и мы могли рассказать многие отрывки наизусть. Я даже записывала секреты в свой дневник эльфийскими рунами, чтобы точно никто не прочел.
Но это ничто по сравнению с одержимостью фанатов Толкиена на интернете, которые уже месяцы с пеной у рта обсуждают экранизацию, мучаются сомнениями, будет ли фильм верен книге, разбирают актеров по косточкам и обмениваются слухами. (Типичное высказывание на интернете: «Я снимаю этот фильм у себя в голове последние 15 лет»). Недавно фанатов взбудоражила картинка с логовом Саурона, и большинству до сих пор не верится, что Шона Коннери не будет в фильмах. (Джексон сказал: «Я никогда с ним не разговаривал»). На прошлой неделе все обсуждали наводнение, помешавшее съемкам на Южном Острове.
По началу Джексон и New Line смотрели на все это свысока, но теперь они умело пользуются этим энтузиазмом, привлекая потенциальную аудиенцию к проекту с самого начала. Джексон уже дал два интернетных интервью Гарри Ноулзу, хозяину сайта AICN, ответив на всевозможные вопросы, от того, каким будет Голлум (это будет полностью сгенерированный на компьютере персонаж), до того, будет ли Tolkien Estate вовлечено в это дело (не будет). New Line также планирует выпустить видеоинтервью с Джексоном, и устроить с ним чаты на интернете во время съемок.
Эти фильмы начали делаться только благодаря несгибаемому упорству Джексона и его увлечению передовыми технологиями. Продюсер Сол Зэнц купил права на фильм у United Artists, которые купили права у автора, но фильма никогда не сделали. Зэнц выпустил урезанную мультипликационную версию, покрывающую только первую половину книги, в 1978, но фильм полностью провалился и кассово и у критиков, и фанаты Толкиена отнеслись к фильму с отвращением. Однако Зэнц придерживал права на съемку все эти годы. Хотя у него было несколько заявок на художественные фильмы по книге, традиционная Голливудская мудрость удерживала его, говоря, что эту трилогию невозможно нормально снять, и что стоимость этого будет запредельной.
Перенесемся в 1995 год [прим.: имелся в виду, наверно, 1996], когда Зэнц заинтересовался проектом студии Мирамакс и режиссера Джексона, нестандартного и дерзкого режиссера, снявшего такие фильмы, как «Ужасники» и «Небесные Создания», последний фильм — грустная история убийства матери дочерью в Новой Зеландии 1950-х, где в реальную жизнь вплетались сцены из воображаемого мира, сделанные с помощью глиняных фигурок и компьютерных эффектов. Джексон и его партнерша Фран Уолш попытались удовлетворить требованиям Мирамакса втиснуть трилогию в два фильма, но Джексон боялся, что «любая попытка упростить или урезать сюжет разочарует» миллионы фанатов, которые станут самой преданной аудиенцией. В конце концов, Мирамакс дала Джексону время на подготовку и дала ему возможность обратится с заявкой к другим студиям.
Джексон обратился к руководителям New Line, с которыми он был знаком по «Кошмару на Улице Вязов»: он написал сценарий для них, но фильм никогда не был поставлен. Джексон показал Шае и президенту New Line Майклу Линну короткую видеозапись, где были показано, как будут выглядеть существа Средизамья, какие эффекты будет применяться, и как можно разыграть эпическую битву с не такой уж большой массовкой с помощью компьютерной программы и спецэффектов. Это произвело сильное, очень сильное впечатление на господ Шае и Линна. «Это было потрясающе: мы никогда не видели ничего подобного, такой искусной игры с восприятием, со зрением», сказал гн. Линн. «Нас это покорило».
Шае говорит, что он был готов поверить в возможность сделать три фильма, но что он знает по своему опыту, как тяжело работать с продолжениями и сериалами, несмотря на их финансовую выгоду. Надо опять вылавливать всех актеров, писать новые сценарии, уговаривать режиссеров. Universal Studios сделали «Назад в Будущее»-2 и −3 за один прием, почему бы не снять все три фильма по «Властелину Колец» одним заходом, и работать сразу над всем редактированием и обработкой отснятого?
В то же время, Джексон уже с головой окунулся в работу над следующим поколением компьютерных спецэффектов, организовав компанию по эффектам WЕТА после того, как он с восторгом посмотрел «Парк Юрского Периода» Стивена Спилберга. «Я подумал: Боже мой, я просто обязан сделать что-то с новыми технологиями, иначе я застряну здесь в Новой Зеландии со старомодными приемами и никогда не сниму тех фильмов, о которых мечтаю», говорит Джексон. Он вместе с г-жой Уолш переделал двухфильмовый сценарий в трехфильмовый, вернувшись к структуре сюжета книги. WЕТА создаст более 1000 спецэффектов для трилогии, там работают около 80 компьютерных художников. Не затмят ли эффекты историю? «Властелин Колец — это чудесный материал для фильма, изумительная эпическая история с прекрасными персонажами», говорит Джексон. «Мы просто постараемся взять все самое лучшее из книги и применить современные технологии для того, чтобы подарить зрителям потрясающий вечер в кинотеатре, чтобы они увидели то, чего не видели никогда, разве только в своем воображении.