Техану: «Для вас, программисты: что делает Вета» · О съемках · За кулисами трилогии «Властелин колец»

За кулисами трилогии «Властелин колец»




Техану: «Для вас, программисты: что делает Вета»

(О съемках)

Любите ли вы эти новые цифровые фотоаппараты? То, что вы снимаете, тут же переводится в байты и кладется на ваш компьютер, после чего, с помощью изобилующего софта по теме, вы можете играться с этим фото, украшать, видоизменять и пр., сколько вашей душе угодно.

Теперь представьте, насколько интереснее было бы проделать это с фильмом! Добавить пейзаж, изменить освещение, создать лес, водопад или замок в любом месте, в каком хотите… Именно это и надеется сделать команда Джексона, хотя они и не снимают на цифровую камеру: «Трилогия будет отснята на кинопленку, в масшатбе «супер 35», это не искажающий пропорций метод широкоэкранной съемки, когда кадр занимает всю ширину 35-мм ленты, от дырочки до дырочки, а по вертикали он занимает только часть пленочного кадра, так что получается пропорция 1:2.35 между высотой и шириной. К примеру, все широкоэкранные фильмы Джеймса Камерона (режиссера «Титаника») были тоже сняты в «супер 35».

Но каждый кадр, отснятый на кинопленке, будет заложен в компьютер, так что каждый кадр можно будет изменить или слегка улучшить. На данный момент Вета сохраняет все, что там делается, ничего не остается неучтенным. «Когда мы закончим работу, у нас будет самая организованная в истории база данных киносъемки», говорит главный технический директор Веты Джон Лабри. В этой базе к концу работы над фильмом будет хранится около 60 терабайтов (1 терабайт = 1000 мегабайт) данных. Можете себе представить, насколько мощные компьютеры им понадобятся, чтобы всем этим управлять.

Даже просто хранение такого количества данных — проблема. Любой работник Веты, подключенный к интранету компании, должен иметь доступ к этим данным — через веб-браузеры. Все художники Веты должны иметь возможность быстро получить, и работать, над любой деталью любого кадра из фильма, на любой стадии процесса.

Я думаю, что организовать хороший каталог всех файлов будет довольно трудно: представьте, что вам нужно найти один из 500 кадров, которые все называются «Путь из Хоббитона под дождем, 15-го июня», или «слегка более зеленоватый магический свет на 43-м мече» или еще что-то, столь же плохо запоминающееся. Как найти что-то в такой массе данных?

Программный продукт, который сочли достойным для этой задачи — нова система обработки информации «Медиа360», Калифорнийской компании «Informix», специализирующейся на базах данных [это одна из трех крупнейших в мире датабазных компаний, две другие — «Sybase», где мне довелось работать, и «Oracle»].

Взято с сайта Информикса: «Медиа360, вместе со своими технологическими партнерами, предлагает полностью законченную среду для загрузки, оцифровки, индексирования, редактирования, просмотра, проигрывания, защиты, рапространения (дистрибуции) и архивирования любого типа медии (изображения, звука, видео и т.д.). В отличие от других продуктов, Медиа360 находится в тесной интеграции с обьектно-реляционной базой данных, и также инструментами для создания новых записей, программами для презентации на вебе, электронной коммерции и анализа данных».

«Медиа360 … может выполнить очень сложные запросы по особым типам кинокадров или изображений».

(Вы можете узнать больше об Информиксе, если сходите на их сайт).

«Создание зрительных эффектов для кино связано с обработкой и хранением огромного количества данных», говорит Лабри. «5-ти или 10-ти секундный отрывок из фильма может включать в себя сотни отдельных образов и деталей — и каждая деталь может быть результатом многих последовательных операций. И большую часть зрительных эффектов для Властелина Колец я бы отнес к очень сложным, включая взаимодействие созданий компьютерной графики и людей-актеров. Вете была нужна мощная, гибкая система обработки информации, которую к тому же было бы легко надстраивать. Медиа360 — единственный программный продукт, удовлетворяющий всем этим критериям. Это продукт, подобных которому пока нет.»

Вету особенно интересовала «общая объектно-реляционная технология Информикса, когда партнеры-специалисты поставляют различные ДатаБладес („данные-лезвия“) которые складываются в один пакет.»

Последние 2 года Вета разрабатывала программы массовой анимации и анимации толпы, уже создав при этом 3 терабайта данных. Они думают, что им понадобится создать от 1200 до 1500 спецэффектов для трилогии, примерно треть из которых будет задействована в первом фильме (кто-нибудь задумывался, как они покажут Фродо в моменты, когда он одевает Кольцо?)

Большинство зрительных эффектов будет очень сложными, включая, конечно, компьютерного Голлума. Большая часть образа Голлума будет создана с помощью технологии «motion capture».

По мнению Питера Джексона, «motion capture может выглядеть ужасно, если его сделать плохо, но если сделать это как следует, то персонаж будет «как живой». Вета очень много работала над улучшением этой технологии. В результате получаются гигантские файлы данных, и для их обработки нужны мощные компьютеры.

В своем раннем интервью Джексон говорил о большом количестве нового кода, написанного Ветой: «новые коды для моделирования кожи, костей и мышц — мышц, которые на самом деле действуют так, как настоящая органическая ткань.»

И потом, у них есть MASSIVE — программа, которая сможет разыграть гигантские по масштабу битвы из всего-лишь 15 тысяч массовки. Насколько я понимаю, искусство там встречается с теорией энтропии.

Будет ли Голлум лучше, чем Джар-Джар? (я имею в виду, по качеству изображения). Чтож, подумайте, насколько каждый новый фильм со спецэффектами обгоняет своих предшественников. Киноэффекты как вид искусства сейчас переживают расцвет, Золотой Век, и количество таланта, которое притягивается в эту область, просто умопомрачительно.

В начале 1999 Вета набирала специалистов по эффектам в Англии, и некоторые кандидаты работали в «Звездных Войнах» и «титанике». С тех пор на сайт Веты пришло более 2000 заявлений на эту работу.

Мы знаем, что некоторые асы спецэффектов у них уже работают, например Тим Стетсон (5-й Элемент). В марте у них было 25 художников и 15 прочих работников, но к началу съемок они собирались набрать 80 художников. Только с этого момента в лаборатории спецэффектов начнется пред-производственная фаза.

За каким же компьютером вы бы сидели, если б вы попали на работу в Вету? У художников — рабочие станции SGI Octane или O2 Unix. Я почитала кое-что про SGI Octane (опять-таки на сайте Информикса), и это мне напомнило «Справочник Путешественника по Галактике», особенно момент, где «Глубокомысленный», компьютер, который должен был вычислить смысл Жизни, Вселенной и Всего на Свете, отзывается о своих предшественниках как о «счетах». У SGI Octane может быть такое же самомнение.

В марте у них было 40 настольных компьютеров и 25 других процессоров. Интерфейс системы будет подработан таким образом, что у каждого отдела будет свой стартовый экран, и это будет сделано с помощью сотрудников Информикса. У Информикса двое сотрудников в Веллигтоне, и я думаю, что когда они не будут заняты продажей и рекламой Медиа360 другим компаниям (этот продукт можно также использовать в рекламных и вещательных бизнесах), они будут помогать Вете с кастомизацией Медиа360 под их нужды.

Мне бы хотелось знать, какая у них управленческая структура и как они справляются с 80 художниками в одном здании. Это все равно что пасти стадо кошек, где все они разбегаются в 80 разных сторон.

Но цель создания первого классического и совершенного фильма-фэнтези должна всех объединить, как звук открываемой тушенки объединяет кошек.