Первая рецензия Иры · Рецензии, обзоры и критика · За кулисами трилогии «Властелин колец»

За кулисами трилогии «Властелин колец»




Первая рецензия Иры

(Рецензии, обзоры и критика)

«Итак, волею случая мы с Миссис Аксман посмотрели фильм. Предполагалось, что она напишет рецензию, а я дополнительно изложу свое мнение, но в силу непредвиденных и непреодолимых обстоятельств Миссис Аксман на некоторое время не сможет быть с нами. Так что пока придется ограничиться моей, довольно любительской версией. Надеюсь, потом будет и рецензия Миссис Аксман, более профессиональная.

Как и следовало ожидать, в фильме много недочетов. О, я не сомневаюсь, их все еще пересчитают, раскритикуют по отдельности и вместе. Я бы тоже попозже приложила к этому руку, но пока лишь скажу — только сейчас я поняла, какую чудовищно сложную задачу нужно было решить всем создателям экранизации книги «Властелин колец», и сколько труда было в это вложено. И любому, кто позднее скажет — «Фильм плохой», я посоветую — «Попробуй сделать лучше. Попробуй сделать хоть что-то подобное».

Этот фильм впечатляет, захватывает. В нем есть и яркость, и глубина, и величие, и смех, и столько всего, что оторваться невозможно. Местами он настолько хорош, что неудачные места становятся особенно заметны. (Такая вот ложка дегтя).

Фильм сделан ОЧЕНЬ близко к книге. И все же он другой. Местами он перенасыщен событиями, местами затянут. Расхождения фильма с книгой есть, но они не плохие. Это вполне естественная, необходимая и, на мой взгляд, очень удачная адаптация неспешного книжного повествования под цепь событий, на которой строится фильм. Поэтому многое в фильме — результат случайности, а не плод долгих раздумий и разговоров.

Все же сюжет построен очень удачно — не выходя за рамки Толкиена, они создали более подходящую для кино «торопливую» и вполне логичную версию. Хотя иногда она становится слишком уж торопливой, особенно вначале. Думаю, для создателей фильма это все было, так сказать, «присказкой» — и им нужно было как можно скорее начинать сказку. Очень любопытно, как все это покажется людям, не читавшим книгу, и даже о ней не слышавшим. Надеюсь, они смогут уследить за логикой развития событий.

Слишком быстрый переход от одного к другому тем более печален, что и Шир, и хоббиты получились просто великолепно! Такие веселый, живые, искрящиеся сцены! Танцующие хоббиты, в том числе Фродо с Сэмом (кстати, Фродо очень недурной танцор:), хулиганские выходки Мерри с Пиппином, фейерверки, и прелестная прощальная речь Бильбо. По правде сказать, я бы очень хотела, чтобы эти сцены были увеличены — особенно когда смотрела некоторые чрезмерно затянутые сцены в конце.

Печально, что «торопливость» фильма не дала выразить характеры и, главное, показать развитие взаимоотношений героев. Многие, помнится, боялись, что Леголас с Гимли будут ссориться всю дорогу — если бы так! Если они вообще контактировали, этого не показали.

Кольцо в фильме приобрело даже еще более могущественный оттенок, чем в книге (если такое возможно). Кольцо в фильме — это изначально не только абсолютная, но и несокрушимая Власть. Его появление всегда особенное, исходящие от него опасность и угроза ощущаются почти физически. То же самое чувство возникает в сценах с Оком Саурона. Очень впечатляют сцены, когда Фродо, надев кольцо, оказывается в Незримом мире. Это так страшно, так угнетающе!

Несколько слов о персонажах. Элронд оказался приятным сюрпризом, хотя Элронд в фильме — кто угодно, только не благодушный, мудрый и всеведущий владыка из ВК. Но все же этот характер получился очень ярким и интересным — особенно когда показаны сцены из прошлого, времен Последнего Союза.

Гэндальф и Саруман — каждый в отдельности играют очень хорошо, но вот этот их поединок…У создателей фильма совершенно отчетливо прослеживается какая-то болезненная страсть к использованию круговерчения в сценах битв и поединков. Саруман раскручивает Гэндальфа, как вентилятор, спрут перед вратами Мории вертит Фродо, во время битвы в Мории тролль «каруселит» Пиппина (или Мерри, я точно не разглядела — уж больно лихо его вертели). Мне лично это кажется смешным, неудобным, и совершенно разрушающим ощущение опасности и ужас момента. Особенно в сценах пыток Гэндальфа Саруманом. Неуместный комизм.

Фродо… Ах, Элайджа Вуд, вот уж тебе-то точно досталось бремя — и впрямь, не меньше, чем твоему герою. Он выкладывался полностью, и сделал все, что мог. Иногда у него получалось, иногда нет. Он хорошо действует. Получилось какое-то удивительное сочетание беззащитности и решительности. Его характер и поведение меняются очень значительно к концу фильма. Общее впечатление… хорошее. Намного лучше, чем я предполагала. Вообще, все актеры играют на удивление хорошо.

Арагорн (Вигго Мортенсен) откровенно порадовал. Если честно, не ожидала. Он сумел сыграть хорошо — и привнес много нового в этот образ, отнюдь ему не во вред.

Отдельное слово — кошмарикам из фильма, всем этим гоблинам, скрещенным с орками. Мне они не понравились! Что вполне естественно, поскольку они уроды. Так что можете на самом деле считать, что они вышли удачно:). Ох, не выйдет из меня ценителя таких вот образин. Ладно, выражаясь по-простому — они не страшные, а просто противные. Их… э-ээ… появление на свет — такая гадость! Вот уж у кого-то фантазия нездоровая! Но, наверно, так и надо. Зато Балрог хорош! У него нет четких контуров — это и впрямь что-то из тьмы и пламени… Нет, я не смогу описать — это надо увидеть! И назгулы тоже хороши, особенно когда скачут всей толпой. Кстати, по поводу «кошмариков», — у нас с Миссис Аксман, похоже, совершенно противоположные мнения — ей не понравился никто из них, и менее всего — балрог, только орки ничего. Так что у всех будут разные впечатления.

Вот и по поводу Кейт Бланшет мы совсем не сходимся во мнениях. Миссис Аксман считает ее игру одной из лучших в фильме. А я вот слегка разочарована. Но я не могу сказать, что не так. Скорее всего, у меня просто сложилось мое собственное представление о Галадриэли. Кейт ему не вполне соответствует. Но она совсем не плоха! Это… Ну, это проблема. Мне кажется, что создатели фильма и актеры во всем, что касается эльфов, отнеслись к Толкиену СЛИШКОМ уважительно. Мне показалось, что Кейт слегка переигрывает, со всеми своими мыслечтениями.

В то же время с удовольствием отмечаю некоторые удачные находки в плане эльфов. НАДО ведь показать их красоту, необычность, волшебность, что ли! Не заостренными же ушами ограничиваться! Толкиену было легко — написал «самые прекрасные из живущих» и т.д., и все. А как этих прекрасных показать, если играют-то обычные люди, пусть и очень красивые актрисы? Арвен предстает в сияющем облике — красиво, волшебно. Можно было бы слегка поизмываться на предмет: «Ребята, а я что, правда свечусь в темноте?» (ББ1), только ведь это не ее реальный облик. Просто первый раз мы видим ее глазами Фродо, который уже слегка развоплотился, и видит облик Арвен в Незримом мире. Ну, или можете считать, что он бредит. В любом случае, с первого же момента своего появления Арвен кажется невообразимо прекрасной. И хотя несколькими секундами позже она уже обычная девушка без всякого свечения, образ создан. Кстати, не исключено, что кому-то это все же покажется смешным или глупым. Но мне понравилось. А вот аналогичная сцена с Галадриэлью — не слишком.

Мерри, Пиппин и Сэм — просто прелесть. Это натуральные хоббиты, каждый в своем роде. Жаль, они мало действуют по отдельности, опять же, не раскрывая персональные качества. Но вместе, особенно эти двое (Мерри и Пиппин), они просто потрясающие! Весельчаки, но не клоуны, и с ними как-то легче, особенно в самые страшные и печальные моменты (а таких в фильме предостаточно). И, конечно, самый лучший хоббит — это Бильбо! Вот уж кто не разочаровал нисколько!

В целом, фильм производит впечатление. В нем есть и величественные, и смешные, и трогательные моменты, их особенно ценишь, когда дело оборачивается плохо. В фильме много мрачных сцен, со скрытой или явной угрозой, с отчаянием и болью. Это не веселая-страшная сказка, совсем нет.

И в заключение.

Все вышесказанное — исключительно мое собственное мнение. Мои ощущения, мое восприятие фильма — совершенно любительские, я и не пыталась делать серьезного анализа. И в то же время я, к сожалению, не смогла стать просто зрителем — с первых же моментов фильма я была ценителем, главным образом — насколько удачно сделана экранизация книги. А хотелось бы оценить и то, насколько удачно фильм сделан сам по себе. Рядом сидели два человека, оба ВК не читали, но один читал в детстве «Хоббита». Он-то и поделился со мной своим мнением (как раз когда фильм подходил к концу), что это занудство и неинтересно, и что все толкиенисты будут разочарованы. А другой сказал, что фильм классный. Я разговор не поддержала, поскольку была целиком захвачена действием на экране. Меня даже слегка трясло от нервного возбуждения. Так что, у всех свое мнение. Меня фильм потряс. По крайней мере, положительных эмоций было намного больше, чем отрицательных.

Ira